Сегодня налоговые доходы падают так же быстро, как фондовый рынок осенью 2008 года. За четыре месяца этого года поступления налогов в федеральный бюджет сократились на 34,4 процента. Эта неприятная статистика заставляет правительство принимать решительные меры. Минфину и минэкономразвития поручено до 1 августа отчитаться о результатах работы по повышению собираемости налогов.
Поиск новых источников пополнения казны, скорее всего, будет иметь печальные последствия для налогоплательщиков. "Если под повышением эффективности налогового контроля будет рассматриваться установление планов, сколько налоговый инспектор должен принести в бюджет по итогам каждой выездной или камеральной проверки, это, конечно же, приведет к коллапсу всей налоговой системы. Если же повышение эффективности пойдет по пути более тщательного анализа экономической деятельности предприятий, с тем чтобы понимать, кто действительно уклоняется от уплаты налогов, то это можно только приветствовать", - говорит председатель экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. "Но я боюсь, что ситуация будет развиваться по первому сценарию. Это, собственно говоря, уже сейчас и происходит. Налоговики стали вести себя более агрессивно, жестко. Оно и понятно: планы по доначислениям повышены в два раза. И по словам налоговиков, до конца года им обещают еще раз удвоить план", - рассказал Михаил Орлов.
Второе последствие этого поручения - активизация так называемых налоговых комиссий. Это не предусмотренная законодательством, но уже испытанная мера контроля. Руководителей организаций, которые, по мнению налоговиков, платят налогов меньше, чем должны, вызывают в такие комиссии и там "заслушивают". После чего компании, как правило, увеличивают отчисления в бюджет. Зачастую во время таких разбирательств требуют, чтобы налогоплательщик пообещал, сколько налогов заплатит до конца года. "Это примерно то, чем раньше занимался Госплан, когда считал, сколько нужно выпустить тракторов и втулок нашим предприятиям, с той лишь разницей, что государственный орган командует частными организациями, сколько они должны заплатить налогов, независимо от того, насколько хорошо идет у них финансовая деятельность. Это своеобразный государственный рэкет", - считает председатель комитета "ОПОРЫ" по учету и налоговому администрированию Михаил Орлов.
Третий способ повысить доначисления - перенос внимания налоговых органов исключительно на крупных и крупнейших налогоплательщиков. "Они могут позволить себе большие доначисления, чем мелкий бизнес. Соответственно, к мелкому бизнесу внимание со стороны налоговых органов ослабнет, что, впрочем, согласуется с инициативой президента по освобождению мелкого бизнеса от излишнего контроля со стороны государства", - говорит партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.
Налоговики используют еще несколько сравнительно честных способов наполнить бюджет. "Во-первых, пошел просто вал арестов счетов - налоговики приостанавливают операции направо и налево и часто по надуманным основаниям: декларация сдана, пишут - не сдана. Во-вторых, начался легкий беспредел на выездных проверках: налоговики аргументы налогоплательщика не слышат, возражения не учитываются, УФНС утверждают решения на полную сумму, переписывая решение нижестоящих ИФНС. В итоге - виртуальные доначисления растут, чего не скажешь о реально собранных налогах. В-третьих, в возмещении НДС отказывают направо и налево по надуманным основаниям - всех отправляют в суд", - делится наблюдениями из практики управляющий партнер компании Tax Group Дмитрий Путилин.
Обсуждается и несколько законодательных инициатив, направленных на увеличение налоговых сборов. Например, хотят узаконить постановление ВАС N 53 и включить в Налоговый кодекс статьи о необоснованной налоговой выгоде. "Это решение давно назрело, у нас не страна прецедентного права", - говорит Дмитрий Путилин. Есть идея законодательно ограничить возможности уходить от налогов через нерезидентов и соглашения об избежании двойного налогообложения, разрабатываются поправки в НК по трансфертному ценообразованию. Кроме того, в Думу внесен законопроект по контролю за расходами граждан. Эксперты сомневаются в эффективности подобных мер. "Контроль за расходами граждан в России пока не актуален. Нужно менять Конституцию, ограничивать действия презумпции невиновности: сам факт превышения доходов над расходами ведь не говорит, что гражданин скрывает налоги", - считает эксперт. Этой же точки зрения придерживается и Михаил Орлов: "Едва ли с помощью законов можно повысить собираемость налогов. Если, конечно, не рассматривать в качестве меры по повышению собираемости ограничение налогоплательщиков в правах по защите своих имущественных интересов".
Напомним, что несколько месяцев назад на коллегии ФНС представители налогового ведомства обратили внимание главы минфина Алексея Кудрина на то, что вступившие с 2008 года поправки в НК РФ, уточняющие ряд вопросов налогового администрирования, в том числе проведение налоговых проверок, ограничивают проведение контрольных процедур. Глава минфина согласился с тем, что поправки "уменьшают возможности проверок", и сообщил, что законодательство может быть изменено. "Боюсь только, в этом направлении минфин готов размышлять о повышении собираемости налогов", - сокрушается Михаил Орлов.
Хотя, по мнению Дмитрия Путилина, не стоит излишне драматизировать ситуацию: "Не думаю, что будут серьезные ужесточения. Пока те реальные инициативы, которые проводятся в жизнь, более-менее адекватны. Стоит вспомнить об увеличении лимита выручки для УСН до 60 миллионов и отмене бухучета для компаний на ЕНВД. Это в пользу бизнеса. А слова не в счет".