09.06.2009 00:00
    Поделиться

    Михаил Савва: Регламенты оказания услуг не могут преодолеть бюрократию

    Отношения гражданина и чиновника - одна из самых болезненных проблем. Полномочий у власти в России много, и человек часто оказывается вынужденным потребителем ее услуг. Вынужденным - потому что только в органе власти можно получить паспорт, поставить на учет автомобиль, зарегистрировать право собственности, взять многочисленные справки. Еще несколько сотен услуг власть оказывает как монополист. В результате качество работы в самых различных "присутственных местах" стало одним из главных раздражителей для населения.

    Федеральная власть в ходе административной реформы уже пять лет пытается создать для чиновника как поставщика услуг четкие и учитывающие интересы населения правила игры. Принято несколько сотен таких правил - административных регламентов. Это очень подробные документы. Например, в регламенте выдачи паспорта указано, что время ожидания человека в очереди не может превышать получаса. Для получения паспорта должно быть достаточно двух взаимодействий с чиновником, и не более. Конечно, регламенты федеральных услуг далеко не везде исполняются. Но когда правила существуют, можно хотя бы попытаться заставить бюрократа их выполнять.

    На уровне субъектов Федерации и муниципалитетов - свои услуги. Уже два года как началась разработка регламентов на этих уровнях. Но многие принятые подразделениями администрации Краснодарского края регламенты оказания услуг совершенно не похожи на своих федеральных собратьев. Так, регламент выдачи лицензии на право пользования участками недр составлен как внутренняя инструкция департамента строительства. Права клиента в нем вообще отсутствуют, за исключением единственного указания на сроки рассмотрения заявления. При этом очень подробно расписана структура номера, который должен присваиваться лицензии...

    Но в краевом регламенте хотя бы есть номер и дата принятия документа. Регламенты оказания муниципальных услуг, размещенные на официальном сайте администрации Краснодара, обходятся без этих формальностей. Регламент муниципальной услуги по заключению договора аренды земельного участка строг по отношению к клиентам - услуга предоставляется только в рабочее время. Ни слова нет в документе о времени ожидания в очереди при предоставлении клиентом документов. Одно из оснований для отказа в предоставлении услуги сформулировано очень удобно для чиновника: "несоответствие представленных документов". Хотелось бы еще знать - несоответствие чему?

    Такие регламенты оказания услуг по сути являются имитацией. Они не улучшают условия получения услуги для граждан и бизнеса, сохраняют в неприкосновенности сферу административного усмотрения, то есть бюрократического произвола. Появляются имитационные регламенты в результате отсутствия внешней экспертизы. Потенциальные клиенты не включаются в работу по подготовке проекта и не могут защитить свои интересы. И все остается по-старому. Кроме появления новой галочки в плане мероприятий административной реформы.

    Поделиться