На всемирном зерновом форуме, который закрылся позавчера в Санкт-Петербурге, имя бывшего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева с трибун вообще не звучало, зато его повторяли в кулуарах. Именно Гордеев года четыре назад вышел с идеей собрать производителей и потребителей зерна в России и заставить всех плясать под нашу дудку, решение о месте и сроках было принято на саммите G8 в прошлом году тоже при Гордееве.
Но "Гордеева просто не пригласили", заявил "РБГ" высокопоставленный спикер. "Да, его, кажется, нет, но мы это не комментируем", - сказали нам представители пресс-службы минсельхоза, работавшие на форуме. В минсельхозе также не смогли объяснить, почему основную панель (сразу после выступления президента РФ) модерировал не новый министр сельского хозяйства Елена Скрынник, а глава Сбербанка Герман Греф, в свое время - жесткий оппонент минсельхоза практически по всем вопросам.
На форуме было что обсудить, но так вышло случайно. В прошлом году Россия получила небывалый урожай - 108 млн т. Государство быстро стерилизовало излишки в Интервенционный фонд (9,6 млн т, на 46 млрд руб.), но теперь нужно освобождать место на элеваторах под интервенцию-2009, которая уже объявлена. Однако продавать интервенционное зерно на внутреннем рынке бессмысленно (цены низкие), упущена и возможность экспортировать его по приемлемой цене (цены опускаются с лета; вывезти несколько миллионов тонн Россия не успеет, да и не сможет). В итоге задача была решена: первый вице-премьер Виктор Зубков в последний день форума предложил продать интервенционные запасы в закрома ООН. Представители ООН готовят предложение по цене, понятно, что она будет низкой, и также понятно, что Россия пойдет на любые условия. Затяжка с созданием Объединенной зерновой корпорации, которая могла бы действовать решительнее, стоила бюджету, наверное, несколько миллиардов.
Последнего дня форума ждали и в Египте - именно в воскресенье оттуда пришло сообщение, что прокуратура этой страны все-таки приказала вернуть России 52,5 тыс. т пшеницы (на 9,6 млн долл.), поскольку в ней обнаружены насекомые и тяжелые металлы. Битва за Египет, этого крупнейшего потребителя, похоже, проиграна, нужных сигналов из Петербурга Египет не получил.
Не удалось России создать и альянс производителей - ни зерновую ОПЕК, ни зерновой пул (Россия-Украина-Казахстан). Про ОПЕК вообще старались не говорить, тем более что на голосовании на первой же панели делегаты высказались за примат национального регулирования перед наднациональным, с пулом носились долго. Вице-губернатор Краснодарского края Евгений Громыко поспешил заявить, что "переговоры вступили в решающую фазу", как вдруг Зубков сказал, что Украина и Казахстан согласились лишь "на словах": "Пока это только устные заявления, и если к нам поступит соответствующее предложение от этих стран, я сразу дам поручение соответствующему министерству проработать этот вопрос". Три степени сослагательного наклонения (если... поручение... проработать) на аппаратном языке значит "никогда".
Наконец, последним содержательным моментом стал уверенный сигнал мировому сообществу - Россия точно следует указаниям Всемирного банка (ВБ). В прошлогоднем докладе банка России предлагалось не производить биотопливо, бросив все зерно на помощь Африке: Россия должна кормить мир, а не конкурировать с американскими производителями биоэтанола. На форуме, не упоминая ВБ, несколько раз подчеркнули, что Россия так и сделает, правда, целиком от биотоплива не откажется - его сделают из непродовольственных товаров. Впрочем, даже слово "опилки", совершенно естественное в этом контексте, вслух не произнесли, побоявшись обидеть финских коллег.
На этом, достаточно бледном, фоне еще нелепее смотрятся традиционные штампы, которыми сыпали по привычке прошлых лет некоторые спикеры: то Россия становилась аграрной державой номер один, то российский крестьянин превращался в миссионера и практически в помазанника, Высшая цель которого - всю жизнь кормить мир (Африку) дешевым зерном.