Во вторник первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Сергей Сазанов объяснил "РГ", зачем ведомству понадобились дополнительные мигалки. Они будут предназначены исключительно для групп быстрого реагирования и только для защиты судей в экстренных ситуациях.
- Сегодня в каждом субъекте созданы группы быстрого реагирования, которые в случае нападения на суд или судью должны выехать на место, - сообщил Сергей Сазанов. - И только для этих целей предлагается оборудовать проблесковыми маячками около ста автомобилей со специальной раскраской.
Соответствующие предложения сейчас внесены в правительство. По мнению Сергея Сазанова, поставить маячки на спецмашины дешевле, чем увеличивать охрану судов. А в том, что она нужна, нет сомнений. Между тем бывает, что сегодня дома правосудия охраняют по три-четыре пристава. Что они могут сделать в экстренной ситуации?
Ездить же за долгами с мигалками и ветерком вряд ли есть смысл. Для этого прорабатываются другие методы. Например, есть предложения - запретить должникам вывоз имущества за границу. Речь прежде всего идет о юридических лицах. Но выиграть от таких новаций могут и простые люди. Например, какое-нибудь предприятие, продающее товар за границу, задолжало зарплату своим сотрудникам. Директор разводит руками, мол, денег нет и не будет. На нет, как говорится, и суда нет, но что будет, если запретить предприятию вывозить товар? Ведь теоретически его можно продать и в России, а деньги раздать рабочим. Что тогда скажут господа начальники? Пока трудно сказать, поскольку вопрос только прорабатывается.
А чтобы различные ведомства не обращались к судебным приставам по мелочам, предлагается установить минимальный порог долга, который можно возвращать через исполнителей. Меньше чем за пятьсот рублей приставов просят не беспокоить, а для этого предлагается изменить закон об исполнительном производстве.
Дело в том, что сегодня различные ведомства, например налоговая или ГАИ, часто выписывают весьма небольшие штрафы, которые остаются без оплаты. В итоге бумаги направляются приставам. В прошлом году из 36 миллионов исполнительных производств треть были на сумму менее 500 рублей. Причем в 8 миллионах дел речь шла вообще о сумме меньше 100 рублей. Порой в графе "взыскать" значились сущие копейки в самом прямом смысле этого слова. Как сообщил Сергей Сазанов, были исполнительные производства на сумму 7 копеек, 2 копейки и даже 0,2 копейки. В таких случаях само взыскание обходится гораздо дороже. По расчетам судебных приставов, подобная норма позволит сэкономить до 4 миллиардов рублей.
Но это не значит, что штрафникам простят долг. Приставы предлагают налоговой или ГАИ использовать собственные возможности, например направить квитанции на работу должнику. Закон это позволяет. И уже бухгалтерия сама удержит с зарплаты нужные копейки. А для налоговой вычислить место работы должника - никакая не проблема. Другой вариант - ждать, пока долги конкретного человека накопятся и достигнут нужной суммы.
Отдельная проблема - продажа арестованного имущества. Приставы предлагают создать по стране сеть комиссионных магазинов, через которые можно было бы продавать арестованный у должников товар. Еще предлагается развивать электронные торги и аукционную торговлю.
Как сообщают в Федеральной службе судебных приставов, ведомство разрабатывает "новаторские" рычаги принуждения граждан к исполнению судебных решений. Возможно, уже в ближайшем будущем приставы смогут списывать деньги с мобильных телефонов граждан, которые не желают добровольно оплачивать услуги ЖКХ, алименты и штрафы, а также лишать их водительских прав, лицензий на осуществление какой-либо деятельности, охоту, рыболовство и так далее.
Кроме того, приставы прорабатывают вопрос о возможности уплаты задолженности по исполнительным документам через банкоматы и Интернет.