В селе Тургенево дом супругов Савельевых - самый красивый, молоко с их фермы - самое вкусное, а семья - самая работящая. Свое хозяйство Лидия и Николай, первыми в деревне взявшие кредит по нацпроекту "Развитие АПК", создавали с нуля.
Кредит отдавали картошкой и мясом
Им нет еще и 35. Оглядываясь назад, Савельевы признаются, что изначально связывать свою жизнь с землей не планировали. В трудные 1990-е, когда Лидия и Николай поженились, главной задачей для них было прокормить семью.
- Самое крупное предприятие в районе, Ардатовский светотехнический завод, в те годы простаивал, а на селе, известно, какая зарплата, выживали на картошке, - вспоминает Николай. - Засаживали вручную гектарами, возили с отцом в Москву на "КАМАЗе". А покупатель там капризный. Особым спросом у москвичей пользовалась "синеглазка" - считалось, что этот сорт при болезнях сердца помогает. У нас в деревне ее не очень любят - клубень водянистый. Для себя сажаем желтую или розовую, такую хорошо брали в Звездном городке. Мой брат работал водителем у тамошнего начальства, договорился, чтобы нас на территорию пропускали. Земля у нас в районе жирная - чернозем, в Звездном наша картошка ценилась. В дороге, конечно, всякое случалось: и от рэкета убегать приходилось на Казанской трассе. Лихое было время...
Тем временем подрастала дочка Наташа, молодой семье стало тесно под родительским кровом. Кредит, взятый на строительство своего дома в местном ГУП "Развитие села", Савельевы отдавали картош кой и луком. А позже - свининой: справив новоселье, супруги завели на своем подворье племенных свиноматок.
- Еще недавно на этом месте был пустырь, - говорит хозяин, показывая свои владения. - Шесть лет назад присмотрели в деревне избу на слом, купили сруб, привезли, поставили. Работали здесь с отцом и братом. Так и вырос из старого сруба новый дом. А во дворе - свинарник. До 50 голов раньше дер жали: свинина тогда была в цене. Так понемногу с кредитами и рассчитались.
Две Нарядки и Дочка
Однако через несколько лет со свинофермой Савельевым пришлось расстаться: конъюнктура на мясном рынке резко поменялась.
- Заниматься свининой стало нерентабельно. В Мордовии ее не брали из-за затоваривания. Можно было, конечно, продавать в соседние регионы - в Чувашию, в Нижний, но самому туда ездить некогда. Вот и отдавали племенных свиней скупщикам за бесценок - по 75 рублей за кило. А куда деваться? Забивать жалко, - вздыхает Николай. - Я вообще сам не могу этого делать - люблю животных. А коров тем более: это самая умная скотина, все понимает. В 2006-м, когда впервые о нацпроекте услышали, жена говорит: "Давай коров возьмем!" И отец тоже посоветовал: для нашей местности выгоднее ничего нет.
Полученные в счет кредита 300 тысяч рублей пошли на по стройку коровника. Возвести его Николай с отцом и братом успели за лето. Подвели газ, электричество и по осени уже загнали скот. Сейчас на подворье у Савельевых - шесть свиней, три бычка и три коровы.
- Коровы для нас сейчас главные кормилицы, - рассказывает Лидия, отправляясь на вечернюю дойку. - Я их сама выбирала - молочных, симментальской породы. Эти две - Нарядки, а эта - Дочка. По вечерам надаиваю от каждой по 15 литров молока. Самое вкусное - у рыжей Нарядки. Некоторые покупатели именно от нее молоко заказывают. Из Дочкиного самый лучший творог получается, а молоко от второй Нарядки неделю может стоять - и не киснет.
Вечерний удой тут же расходится по соседям. То, что остается, идет на переработку: топленое молоко, ряженку, творог. Трехлитровая банка парного молока стоит 50 рублей, топленого - настоящего, из русской печки, с кремово-шоколадной пенкой - 60. Следующая дойка - в пять часов утра. В шесть на семейной "Ниве" утренний удой отвозят в два сельских детсадика "Колобок" и "Рябинушка".
- Представляете: раньше в наших тургеневских садиках ребятишек поили городским молоком из пакетов! - возмущается фермер. - Мы говорили на эту тему с главой села, тот одобрил: "Давай, Николай: и тебе хорошо будет - и нам!"
О бизнесе и кризисе
В детсады Савельевы поставляют 40 литров каждое утро. В месяц набегает 12-13 тысяч рублей. Примерно на такую же сумму продают молока соседям и со своей точки на сельском рынке. Вычтите из этой цифры расходы на бензин, корма и выплату процентов по кредиту - вот и прибыль. А труд - каждодневный, с четырех утра до ночи, без выходных и отпусков.
- Пока все вручную, - констатирует Николай. - Аппарат доильный хотели купить. Но бабушки не советуют - говорят, корова, привыкшая к рукам хозяйки, молоко отдавать не будет, испортится. Еще земли 90 соток обрабатываем - тоже вдвоем. Но самое трудоемкое, конечно, заготовка сена. Это вам любой фермер скажет. С удовольствием купил бы, если бы отдавали подешевле - не за 500 рублей сенной рулон, а хотя бы за 300-400, все равно ведь остается. Весной сами, бывает, звонят из сельхозкооператива - возьми, мол, лишнее. А зачем оно мне весной? Зато осенью ни в какую не уступают. А ведь если бы не изматывающий сенокос на пределе физических возможностей - я мог бы уже не трех, а пять коров держать. Это максимум. Вдвоем без техники больше не осилить.
Насколько выгоден сегодня их бизнес? В ответ Савельевы лишь пожимают плечами: журнал доходов и расходов они не ведут.
- Начала было записывать, а потом забросила, - машет рукой Лидия. - Все, что есть, - наше. Веду только учет - когда в отел коровам пора, когда прививки телятам делать. Вроде на все хватает. Сейчас вот ремонт дома затеяли. Потом компьютер Наташе надо и с кредитом рассчитаться. Был тут у нас в селе еще один - тоже взял кредит, завел хозяйство, а потом не выдержал - бросил все и уехал. Думал, деньги рекой потекут, а так не бывает...
По словам хозяина, за эти годы на развитие хозяйства он брал шесть кредитов на общую сумму полмиллиона рублей. Сейчас осталось выплатить 82 тысячи. Срок последнего платежа - конец 2010 года.
- Я по поводу кредитов не беспокоюсь, - говорит Николай. - Вот сейчас все на кризис жалуются, а мы его совсем не чувствуем! Продукты почти не покупаем - все свое, натуральное. А в магазинах да супермаркетах - все пластмассовое, зато цены! Вот только не могу понять: почему наше свежее мясо ничего не стоит, а синтетические полуфабрикаты - в несколько раз дороже? А сдавать молоко на завод по 5 рублей за литр - это справедливо? Производители и продавцы потом три цены накручивают - в магазинах оно уже по 20 рублей за литр. Недавно депутаты в Госдуме правильно сделали - разграничили цельное молоко и молочные напитки из порошка. А ведь мясо мясу тоже рознь. Почему бы не указывать на этикетке: вот это получено естественным путем, а это - с помощью биодобавок? Конечно, на них бычок вырастет быстрее и обойдется дешевле. Но мясо у него химией напичкано, которой его кормили, на вкус водянистое, аптекой пахнет. А мой бычок вырос в экологически чистой местности и рацион его - ячмень, картошка и вода.
"Дочке такой жизни не желаем"
На отдых Савельевы последний раз выбирались семь лет назад: в 2002-м ездили на море. Дочка Наташа тогда была совсем маленькой. Сейчас ей уже 14.
- Помогает мне по дому, на огороде, - улыбается Лидия. - Но к скотине мы ее не подпускаем. Мы ей такой жизни не желаем. Хотим, чтобы выучилась на врача и уехала отсюда. А что поделать? Уезжает молодежь из села...
Впрочем, относится это не только к молодежи.
- У нас обычное дело - жена дома, муж на заработках в Москве, - говорит Николай. - А я бы не смог там - все бегут куда-то, кажется, споткнешься, упадешь - никто не посмотрит, пройдут мимо, затопчут... Да и люблю я Тургенево: места у нас красивые. Видите, храм на горе? Это Ключевская пустынь, сюда отовсюду приезжают - очень уж здешний святой источник славится. Да и чего мне тут не хватает? Я сам себе хозяин, хлеб свой отрабатываю и горд этим. Самое неприятное - когда завидуют. Обычно это те, кто все лето на лавке сидит. Или знакомый из столицы приедет, бывало, и ахает: "Кольк, да ты че? Да брось ты все это, поехали со мной в Москву! Вкалываешь тут как проклятый, а я в охране сижу, ни черта не делаю, 20 тысяч получаю!" Так и хочется спросить этого умника: "А если все, как ты, будут сидеть и ничего не делать, откуда у нас в стране все возьмется?"