11.06.2009 02:00
    Поделиться

    Цены на лекарства с января по май выросли более чем на 18 процентов

    Пока правительство готовится ввести жесткое регулирование на фармрынке, лекарства продолжают дорожать. С января по май цены выросли более чем на 18 процентов.

    Такие данные обнародовал недавно Росстат. Впрочем, госстатистика отслеживает весьма скудный перечень лекарств. Куда шире охватывают рынок независимые маркетологи. И они констатируют: наиболее востребованные препараты намного опережают это среднее удорожание (см. диаграмму).

    Как на дрожжах

    Но и без специалистов видно невооруженным глазом: даже лечение банальной простуды выливается сегодня в кругленькую сумму и бьет по карману. Что же говорить о людях, которым по жизненным показаниям необходим непрерывный прием препаратов!

    Но покупателей возмущает не только рост цен, но и их разброс. "Купила драже синупрета за 298 рублей, а в другой аптеке увидела за 165. Разница - в два раза! Куда это годится?" - сообщила наша читательница-москвичка Татьяна Валова. Достаточно заглянуть в Интернет, в систему поиска лекарств в аптеках, чтобы убедиться: разброс цен на один и тот же препарат может быть даже четырехкратным! Тот же синупрет (50 драже), по данным на 9 мая, продавался в столичных аптеках по цене от 139 до 687 рублей!

    Откуда ноги растут

    Почему так происходит? Попробуем все же внести некоторую ясность. Есть отпускная цена производителя, по которой фармпредприятие продает свою продукцию крупнооптовым компаниям - дистрибьюторам. Оптовики, передавая медикаменты дальше по торговой цепочке, к этой цене добавляют еще немного. Затем настает черед более мелких оптовиков, которые также "накручивают" свою долю. И так далее, пока лекарства не дойдут до аптечного прилавка.

    По существующему сегодня порядку производители обязаны заявлять (регистрировать) отпускные цены лишь на лекарства, закупаемые по госпрограммам (для больниц и льготников). Что касается коммерческого сектора, жизненно необходимые и важнейшие лекарства тоже вроде бы подлежат ценовой регистрации, но уже не обязательной, а добровольной. В результате такой вольницы отпускные цены регистрируются сейчас лишь на 20 процентов препаратов. При этом завышает ли производитель "стартовую" стоимость своих лекарств или нет, никто, кроме него, не знает.

    Но торговля отнюдь не прозрачнее. "Торговые надбавки - и оптовые, и розничные - устанавливают сегодня регионы, - пояснила "РГ" исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. - Они действуют самостоятельно и по разным правилам. Дело не только в том, что различается величина надбавок. Главное, что аптеки считают розничную надбавку к цене поставки или производителя, указанной не производителем, а дистрибьютором". Результат плачевный: между производителем и аптекой выстраивается цепочка торговых посредников, и каждый имеет свой "навар". Елена Неволина привела конкретный пример: во время проверки в одной из аптек выяснилось, что некий препарат продается с наценкой 190 процентов по отношению к цене производителя. Но при этом аптека действовала в рамках закона.

    Точно, как в аптеке

    Старую присказку к нашим продавцам лекарств, как видим, не применить. А вот в странах Европы, в частности в Германии, в любой аптеке один и тот же препарат продается за одинаковые деньги. Значит, никакой свободный рынок не препятствие, если государство действительно хочет навести порядок?

    "В Германии действует постановление о ценах на лекарства, которое неукоснительно выполняется, - пояснила "РГ" доцент Московской мед академии им. Сеченова Елена Вольская. - Цена производителя государством не регулируется. Соблюдается принцип свободы бизнеса. Но при этом фармкомпании обязаны продавать свою продукцию всем оптовикам по одинаковой отпускной цене, и эта цена в отличие от нашей страны открыта. В дистрибьюторском (оптовом) секторе маржа уже жестко фиксируется. У аптекарей торговые надбавки различаются в зависимости от стоимости лекарства: для дешевых препаратов они несколько выше. В противном случае аптеке было бы выгоднее продавать исключительно дорогие лекарства. Но при этом наценка на один и тот же препарат, продаваемый в разных аптеках, будет одинаковой. За этим следят не только контролирующие государственные органы, но и сами профессиональные объединения - аптечные палаты.

    Вряд ли в ближайшее время нам удастся обеспечить такую же четкость и прозрачность в ценообразовании, как в Евросоюзе. Слишком много "но" - начиная с огромной территории страны, плохой транспортной системы и кончая лоббированием фармбизнесом собственных интересов. Да и с коррупцией еще бороться и бороться.

    Тем не менее первые шаги сделаны. Росздравнадзор приступил к мониторингу цен на медикаменты. Теперь по крайней мере у властей будет представление о ситуации с лекарствами в регионах. Но обеспечить контроль за ценами вовсе не значит их обуздать. Ключевые решения пока еще только готовятся. Государство намерено, во-первых, ввести обязательную регистрацию предельных цен производителями и, во-вторых, установить единые правила для расчета торговых надбавок.

    Что почем

    "Самая непрозрачная часть цепочки - на стыке производителя и дистрибьютора", - считает руководитель ГК "Ремедиум" Айдар Ишмухаметов. Основная трудность - в согласовании между производителем и госрегистратором реальной, а не завышенной отпускной цены. "Фарм производство - очень специфичная отрасль, - поясняет эксперт. - Основные затраты приходятся не на технологический цикл, а на научные исследования и продвижение нового лекарства на рынок". В свою очередь, Елена Вольская считает, что если условия регистрации производителя окажутся слишком жесткими, "блокирующими", то есть угроза, что мы лишимся современных лекарств, прежде всего оригинальных.

    Методику определения предельных отпускных цен минздравсоцразвития подготовило и уже передало в правительство. Документ дорабатывается, поэтому подробности чиновники пока не сообщают. Эксперты же говорят, что одним из основных ориентиров при определении отпускной цены для зарубежных фармкомпаний должен стать анализ, по какой цене продается это лекарство за рубежом.

    Главная цель - если отпускная цена станет открытой и от нее будут рассчитываться предельные торговые надбавки, фармбизнесу станет невыгодно выстраивать длинные торговые цепочки из посредников.

    По единым правилам

    Единую методику расчета предельных надбавок и для оптовиков, и для розницы готовит сейчас Федеральная служба по тарифам (ФСТ). В РААС, по словам Елены Неволиной, с пониманием относятся к ужесточению требований к аптекам. "Но распространяться эти требования должны только на жизненно важные препараты, - говорит эксперт. - Сейчас же некоторые регионы, пытаясь удержать цены, вводят предельные надбавки вообще на весь ассортимент. В результате с аптек спрашивают, как с социально ориентированных предприятий - мы обязаны соблюдать требования по ценам, по ассортиментному минимуму, не продавать рецептурные препараты без рецептов. В то же время платим за аренду и коммунальные услуги как коммерческие торговые предприятия.

    Хорошо еще, что правительство продлило до 2011 года возможность аптечным сетям платить вмененный налог". Отчасти компенсировать "социально-убыточную" составляющую аптечного бизнеса можно было бы, например, расширив перечень разрешенных к продаже в аптеках товаров - ортопедической обуви, компрессионного трикотажа, предметов личной гигиены. Такое предложение РААС выдвигала еще зимой, но в правительстве на него никак не отреагировали.

    Итак, вводить госрегулирование необходимо, единодушны эксперты. И также единодушно говорят о том, что речь идет об очень непростых механизмах и тонкой настройке: чего-то не учтешь, и последствия почувствуют миллионы больных людей.

    мнение

    Александр Саверский, председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре:

    - Число жалоб по лекарственному обеспечению с момента начала финансового кризиса увеличилось примерно в три раза. К традиционным причинам жалоб (случаи приобретения подделок, невозможность получить лекарство по льготному рецепту) добавилась еще одна - необоснованный рост цен на медикаменты.

    Именно кризис диктует необходимость контролировать лекарственное обеспечение со стороны государства. Но я считаю, что давно пора, чтобы государство вмешалось в эту сферу, включая и вопросы ценообразования, потому что мы отчетливо видим, как в этой сфере частный капитал конфликтует с вопросами этики. Лекарства становятся недоступными населению из-за неоправданно высоких торговых надбавок, которые, в свою очередь, вызваны большим числом посредников.

    Судите сами: в России сегодня насчитывается до двух тысяч дистрибьюторов на фармрынке. В то же время в западных странах их количество на порядки меньше - обычно это десятки оптовых компаний. Только в такой ситуации можно говорить о возможности эффективного контроля на рынке. А проконтролировать две тысячи дистрибьюторов не сможет ни одно государство в мире.

    Считаю, что контроль должен осуществляться именно на федеральном уровне - регионы, которые получили эти права по закону о разграничении полномочий, с этим справляются далеко не всегда. Более того, поскольку регионы самостоятельно отвечают за организацию лекарственного обеспечения - формируют заявки, проводят закупочные аукционы, - получается, что и контролировать они должны сами себя, что, согласитесь, нелогично.

    "Горячая" десятка наиболее подорожавших лекарств

    Поделиться