11.06.2009 01:30
    Поделиться

    Что стоит за заявлениями президента Башкирии Муртазы Рахимова

    Формально Башкирия - регион-донор. Здесь добывается нефть. Здесь самый мощный в стране нефтеперерабатывающий комплекс, созданный еще в советские времена. Здесь развитая химическая и нефтехимическая промышленность.

    Кроме того, Башкирия - один из самых крупных по количеству населения субъектов Федерации, что в условиях недонаселенности России также является существенным козырем. Однако по уровню эффективности деятельности органов исполнительной власти, по оценке правительства Российской Федерации, среди регионов России республика занимает 35-е место.

    При разделении регионов на доноров и реципиентов редко учитывается, что многие из них получают из федерального бюджета не только прямые трансферты на покрытие бюджетного дефицита. Так, Башкирия активно использует средства из Федеральной адресной инвестиционной программы, Федеральной целевой программы регионального развития, получает дотации и т.д. В результате Башкирия - на втором после Татарии месте среди регионов страны по непрямым затратам на них из федерального бюджета. Пока никто не задавался целью подвести баланс в бюджетных взаимоотношениях Москвы и Уфы. Но если это будет сделано, не исключено, что Башкирия окажется не в числе регионов-доноров.

    Даже при таком положении дел Башкирия ухитряется отставать от многих регионов по показателям так называемой бюджетной обеспеченности. Доля безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в доходах региона в 2000-2008 гг. уменьшилась с 16,5 до 16,1% (по России - увеличение с 10,8 до 19,4%). Под этим показателем скрываются финансирование больниц, высшего образования, дотации малообеспеченным гражданам, строительство социального жилья и т.д. В этой сфере Башкирия, промышленно развитый регион со своей нефтедобычей, в десять раз уступает Москве, в три раза - Санкт-Петербургу, в полтора раза - Ханты-Мансийскому АО и Красноярскому краю. Бюджет Башкирии на 14% меньше бюджета соседнего Татарстана. Для более корректного сравнения стоит отметить, что количество населения в Башкирии сопоставимо с Санкт-Петербургом, значительно выше, чем в ХМАО и Красноярском крае, и на полмиллиона больше, чем в Татарии.

    Показатели бюджетной обеспеченности в Башкирии едва достигают средних показателей по стране. Например, уровень налогов, собираемых на территории региона в бюджеты всех уровней, на душу населения составляет 70,7% от среднего по России. В результате жители богатой нефтяной республики обеспечены социальными благами едва ли не меньше, чем, например, жители отдаленной Корякии или депрессивной Кировской области.

    По итогам февраля 2009 г. Башкортостан вошел в самую депрессивную группу из семи регионов с неудовлетворительным состоянием по социально-экономическому положению. Минрегион России, который сделал такой вывод в своем докладе, анализируя, на что тратятся деньги в Башкирии, употребляет формулировки вроде "нерациональное использование" и "необоснованные инвестиционные проекты статусного характера". То есть преференции для "своих", персональные "боинги", бюджетные вливания в чей-то бизнес...

    Впрочем, почему "в чей-то"? До недавнего времени весь нефтеперерабатывающий комплекс республики контролировал сын президента Башкирии Урал Рахимов. Одно перечисление должностей, которые он занимал в последние годы, говорит о многом: руководитель Башкирской топливной компании, председатель совета директоров "Башнефтехима", председатель совета директоров и генеральный директор ОАО "Башнефть", председатель совета директоров "Башкирэнерго"...

    Нельзя сказать, что федеральный центр не пытался исправить положение в республике. В частности, это оборачивалось и громкими уголовными делами, и проверками. В результате сыну президента Уралу Рахимову даже пришлось покинуть большинство ответственных постов - по крайней мере, официально. Но при этом сама "система власти" в республике так и осталась неизменно неэффективной для большинства населения республики. Почему?

    До самого последнего времени башкирским властям вполне удачно удавалось создавать ощущение у федеральных властей, что "неэффективная стабильность" лучше "эффективной нестабильности". Что резкие перемены в республиканской власти дадут шанс поднять голову "башкирским сепаратистам". Например, напоминают опрошенные нами политологи, именно такая аргументация звучала в 2003 году, когда федеральный центр убеждали в необходимости сохранения на своем посту терпевшего поражение на выборах Муртазы Рахимова.

    Эксперты уверены, что тем не менее "местные сепаратисты" существуют в Башкирии во вполне благоприятной - со стороны руководства региона - среде. "Националистические акции, к которым привлекаются башкирские националисты, санкционируются руководством республики, в частности премьером Сарбаевым, который известен сепаратистскими взглядами", - утверждает, например, глава юридического отдела Ассоциации юристов России Урал Хасанов.

    По свидетельству уфимского правозащитника Николая Швецова, например, ультранационалистическая структура "Всемирный Курултай башкир" получает миллионы рублей из бюджета региона. Но, оставшись без поддержки (организационной и финансовой) со стороны нынешних властей республики, "башкирские сепаратисты" наверняка из "угрозы стабильности" тут же превратятся в небольшую маргинальную группировку. Глава координационного совета Объединенной оппозиции Башкирии Рамиль Бигнов уверен, что, например, наиболее радикальная националистическая группа "Кук буре" ("Серые волки") раздута именно пиаровскими методами, а на самом деле ее численность - всего два десятка человек. И поддержку она испытывает не от населения республики, а исключительно по "административной линии".

    Но понятно, что рано или поздно федеральным контрольным и правоохранительным органам придется разбираться с положением в республике всерьез. Слишком уж вызывающе на фоне остальных российских регионов выглядит ситуация в Башкирии.

    Муртаза Рахимов как политик еще советской закалки недавно решил сыграть на упреждение удара. Он пошел ва-банк, сделав более чем резкие заявления относительно политики федеральных властей в интервью одной из центральных газет. Политологи считают, что в данном случае задача Рахимова не остаться у власти (следующий срок исключает федеральное законодательство), а обеспечить приход на пост руководителя республики преемника, который в случае чего гарантирует неприкосновенность отдельным нынешним высокопоставленным чиновникам республики.

    Громкие высказывания Муртазы Рахимова явно вызваны аппаратным поражением, которое терпит глава Башкирии в последнее время. Согласно новому закону кандидата на пост руководителя региона будет выдвигать партия, победившая в этом регионе на парламентских выборах. Когда в "Единой России" обсуждался порядок выдвижения кандидатов в губернаторы, именно Рахимов требовал, чтобы этот процесс был отдан на откуп региональным отделениям партии. Победила другая точка зрения: решение о выдвижении будут принимать федеральные органы "ЕР".

    Новая процедура, больше увязанная с партийным институтом как таковым, должна привести к большей прозрачности самого процесса выдвижения кандидата на пост руководителя субъекта Федерации. В результате должна повыситься эффективность местной исполнительной власти, которая теперь будет находиться под неусыпным контролем со стороны партий и законодателей. А ведь именно с этим - и с прозрачностью, и с эффективностью - в Республике Башкортостан, судя по всему, сейчас самые большие проблемы.

    Поделиться