11.06.2009 03:50
    Поделиться

    Коммунальщики Югры признались, что не готовы работать в условиях рынка

    Что мешает коммунальщикам войти в рынок

    Продолжая сетовать на нехватку средств, коммунальные предприятия и муниципалитеты никак не научатся грамотно их привлекать. Эта производственная отрасль, в представлении некоторых, остается в первую очередь социальной, а значит, остается надежда, что власти все равно будут ей помогать.

    Очередной отопительный сезон коммунальщики Югры завершили благополучно. Но средств на модернизацию и обновление отрасли по-прежнему не хватает.

    Созданное в июле прошлого года в Ханты-Мансийском районе муниципальное предприятие ЖЭК-3 терпит убытки. Его директор Александр Кашигин ссылается на то, что ему досталась стареющая инженерная инфраструктура поселений, а оздоровлением предприятия власти района не занимаются. И этот пример  не единственный. В 14 муниципальных образованиях округа прошедший год завершен с убытками, в пяти (Советском, Кондинском, Нефтеюганском, Октябрьском районах и городе Нягани) проводится процедура банкротства коммунальных предприятий.

    Итоги работы отрасли недавно обсудили на окружном совещании. Собрались около сотни представителей муниципальных образований и руководство региона. В Югре действует 727 предприятий ЖКХ, обслуживающих жилищный фонд в 27,8 миллиона квадратных метров. В отрасли работает 31 тысяча человек - на 1300 меньше, чем в прошлом году, и тенденция к сокращению штатов прослеживается ежегодно. Зарплата за последний год хоть и увеличилась на 13 процентов, но ее уровень в 1,5 раза ниже среднеокружного. Это не мотивирует молодых и квалифицированных специалистов.

    Доходы жилищно-комму­нального комплекса выросли на 20 процентов и составили в 2008 году 34,5 миллиарда рублей, но и расходы сопоставимы. Прибыль - лишь 100 миллионов, это в пять раз меньше, чем в 2007 году. А ведь прошлый год по всем экономическим показателям был в Югре весьма успешным.

    - Специфика отрасли в том, что основные доходы она получает в первом и четвертом кварталах, а именно в этот период и начался кризис, - комментирует ситуацию директор департамента развития жилищно-коммунального комплекса Югры Анатолий Чепайкин.

    Все же, по мнению куратора сферы ЖКХ, первого заместителя председателя правительства округа Вячеслава Новицкого, проблема не только в этом. Нередко местные коммунальщики проявляют инфантильность и не могут "взять" деньги, даже когда их предлагают.

    В прошедшем году предприятия ЖКХ должны были начать взимать с населения 100-процентную плату за услуги. Но кризисные явления в экономике сыграли свою роль, и дотации в Югре решено было сохранить. Они составили миллиард рублей, но это на 13 процентов ниже уровня 2007 года и в два раза - 2006-го. Да, в антикризисных целях власти рекомендовали сдерживать и даже снижать тарифы, признает Вячеслав Новицкий. Но все дружно выбрали только этот способ снятия социальной напряженности.

    - Я считаю, что это пагубная практика. Нужно бороться не с повышением тарифов, а снижать издержки и оптимизировать затраты, - говорит первый зампред правительства.

    Он отмечает повальное увеличение дебиторской задолженности (в прошлом году она выросла на 8,4 процента и достигла 5 миллиардов рублей). Только за первый квартал текущего года долг увеличился с 11 до 53 миллионов. По мнению Новицкого, это результат отсутствия контроля за договорными отношениями.

    Некоторые ресурсоснабжающие компании грозятся ввести предоплату за свои услуги. Геннадий Гудков, директор департамента жилищно-коммунального комплекса администрации Нефтеюганского района, поясняет: 

    - Коммунальный ресурс не бесконечен, но это товар, который может покупаться загодя. Потом, при необходимости, можно сделать перерасчет.

    Впрочем, он тут же признает, что на такой шаг можно будет решиться лишь лет через пять.

    Требование предоплаты может поставить в тупик управляющие компании, которые и без того с трудом собирают платежи  за уже оказанные услуги. Средний показатель собираемости средств по округу за прошлый год составил 93 процента (ранее он не опускался ниже 95 - 96), а в первом квартале текущего года югорчане достигли "рекорда" - 86 процентов.

    Ссылки на возросшие тарифы первый зампред правительства категорически отвергает. В среднем они поднялись на 12 - 17 процентов, а за канализацию - всего на 1,4. Пределы, установленные Федеральной службой по тарифам, на уровне 18 процентов ни в одной из территорий не превышены. Новицкий сетует на то, что руководители муниципальных образований не разъясняют ситуацию и тарифную политику населению.

    - Наоборот, на местах зачастую как раз недобирают необходимого: не включают в тариф, например, инфляционную и инвестиционную составляющие, поэтому происходит старение основных фондов и вымывание оборотных средств, - подчеркивает он.

    При этом субсидии на оплату коммунальных услуг получают только семь процентов жителей Югры (это 36 тысяч семей). Когда экономическая ситуация резко ухудшилась, правительство округа скорректировало условия выдачи субсидий. Раньше ничего не платили за квартиру семьи, у которых доход на человека составлял менее тысячи рублей в месяц. Теперь - все, у кого он ниже четырех тысяч. И только если на каждого члена семьи приходится по четыре прожиточных минимума, придется оплачивать услуги полностью - при условии, что сумма платежа не превысит 22 процента от совокупного семейного дохода. Но парадокс - в первом квартале количество обратившихся за финансовой поддержкой снизилось на три процента.

    Кроме того, окружной руководитель отметил, что муниципалитеты не умеют и не торопятся привлекать внебюджетные средства. Только Сургут и Когалым утвердили инвестиционные программы по модернизации теплоснабжения и канализации, ввели ставки платы за подсоединение к сетям и уже собирают эти средства. А другие муниципальные образования даже не приступали к этому, зато постоянно спрашивают: где брать деньги? По оценке Новицкого, здесь упущенные возможности жилищно-коммуналь­ного комплекса региона - минимум 500 миллионов рублей.

    Бюджетное финансирование содержания основных фондов ЖКХ снижается, так как в основном это муниципальная собственность. Однако, подчеркивает  чиновник, руководители местного самоуправления не работают с кредитными учреждениями, не предоставляют коммунальщикам гарантий при получении кредитов в банках, не борются с хищениями и вообще практически никак не помогают гибнущим предприятиям. А потом сетуют, что качество коммунальных услуг падает.

    Только за счет установки приборов учета в прошлом году на четыре миллиона кубометров снижено потребление воды. Одной из важнейших составляющих экономической политики властей должно стать стимулирование предприятий к ресурсосбережению.

    В округе действует программа развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2005 - 2012 годы, реализация которой обойдется в 41 миллиард рублей. При этом окружные власти сетуют, что коммунальщики привыкли к финансированию из окружного бюджета, однако не умеют и не учатся эффективно пользоваться федеральными средствами. В условиях финансового кризиса лишь несколько муниципалитетов активно привлекают дополнительные средства из разных источников. К примеру, участвуя в программе капитального ремонта многоквартирных домов, которая реализуется федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ, можно было бы, по мнению зампреда, получить более 2,4 миллиарда рублей, но в округ привлечено лишь около миллиарда. За три года действия программы заявки подали только Сургут, Нягань и Пыть-Ях. В этом году на деньги фонда претендует только Сургут.

    - Федеральный центр намерен распределить ресурсы лишь между теми субъектами, которые пользуются средствами. Пока мы в числе тех, кто полностью выбирает выделенные деньги, но из 22 муниципальных образований активно занимается решением этого вопроса только одно, - констатирует зампред правительства.

    Поделиться