11.06.2009 03:42
    Поделиться

    Кризис "съел" половину бизнес-ланчей Екатеринбурга

    В Екатеринбурге объемы доставки готовых обедов в офисы снизились на треть

    За последние полгода кризис "съел" от 30 до 40 процентов бизнес-ланчей, доставляемых на предприятия и в офисы Екатеринбурга агентствами кейтеринговых услуг.

    До недавних пор этот сегмент общественного питания развивался, можно сказать, рекордными темпами. Как отмечают в комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга, прирост общего объема предоставляемых услуг составлял 15 - 20 процентов в год. По убеждению специалистов, доставка еды на рабочее место в большом городе - один из самых привлекательных секторов сферы общепита. Кроме того, имеющий большой потенциал для развития.

    В мегаполисе десятки тысяч офисных сотрудников, и у большинства из них есть проблемы с  обедами. Каждый день питаться в кафе или ресторане накладно, систематически поглощать фаст-фуд небезопасно, а постоянно приносить еду из дома - нереально. Так что одно из главных преимуществ кейтеринга - практически  неограниченный рынок сбыта. По сути, им является весь город - в отличие от кафе, располагающих строго определенной площадью, куда в обеденное время приходят сотрудники предприятий, находящихся поблизости.

    - До кризиса мы обслуживали не только работников офисов Екатеринбурга, но и выезжали на стройки, расположенные в Сысертском районе, в 40 километрах от Екатеринбурга, - рассказывает Юрий Панаев, руководитель отдела продаж одного из кейтеринговых агентств Екатеринбурга. - Теперь большинство строительных объектов заморожено, мы потеряли заказчиков в этой сфере. На снижение общего объема поставляемых обедов повлияло и то, что многие руководители предприятий отказываются оплачивать ланчи своих сотрудников, что широко практиковалось еще несколько месяцев назад.

    Между тем, как признался Юрий Панаев, в последний месяц-полтора ситуация стабилизировалась. Более того, начался постепенный рост, общий объем заказов после 40-про­центного падения увеличился на 8 - 10 процентов.

    Как отмечает Татьяна Гандке, главный специалист сектора общественного питания комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, хотя в результате кризиса число клиентов предприятий кейтеринга и уменьшилось, но все же ни одна из фирм, специализирующихся на доставке еды в офисы, не обанкротилась. Более того, уже в период экономических потрясений в Екатеринбурге открылось еще два агентства, готовых работать в этом сегменте общепита.

    По данным комитета по товарному рынку, сегодня в Екатеринбурге действует в общей сложности 15 предприятий, занимающихся доставкой блюд в офисы. Кроме того, еще для 15 предприятий этот вид деятельности является сопутствующим наряду с ресторанным бизнесом, организацией выездных праздничных обедов и тому подобными услугами. Чтобы в кризис самим не оказаться на голодном пайке, особенно в условиях быстрого роста цен на продукты (по отдельным позициям - на 40 - 50 процентов), фирмам по доставке еды  приходится вести гибкую политику по отношению к клиентам.

    - Мы стараемся подходить индивидуально, - отмечает Юрий Панаев, - так, если стандартная цена обеда из трех блюд составляет 130 рублей, то, исходя из предпочтений заказчика и его кошелька, мы можем приготовить обед и за 110 рублей, и за 150.

    Кризис обострил конкуренцию среди игроков в этом сегменте общепита, подтверждает Татьяна Гандке. По мнению эксперта, теперь фирмы, доставляющие ланчи в офисы, особенно тщательно должны следить за качеством еды, разнообразием блюд, а также четким временем доставки обедов. Последнее, к слову, обеспечить довольно сложно по причине автомобильных пробок.

    - Сотрудники офисов всегда могут отказаться от услуг фирмы, если однажды их перестанет устраивать качество обедов и обслуживания, - констатирует она. - Этот сектор насыщен, и у заказчиков большой выбор.

    При этом какова в целом емкость рынка корпоративного питания в Екатеринбурге, в комитете по товарному рынку сказать затруднились, сославшись на отсутствие специальных исследований в этой сфере. Но, как отмечают в агентствах кейтеринговых услуг, можно приблизительно оценить этот сегмент общепита, умножив количество сотрудников офисов, заказывающих обеды (не менее 15 тысяч), на стандартную стоимость ланча (150 рублей) и число рабочих дней в году. Получается около 600 миллионов рублей. Что в общем-то немало, тем более в условиях кризиса.

    Комментарий

    Георгий Ким, директор Института питания Екатеринбурга, заведующий кафедрой организации общественного питания УрГЭУ:

    - Несмотря на то, что до недавних пор к предприятиям, доставляющим еду в офисы, было немало нареканий по качеству блюд, этот сектор является значимым звеном в организации общепита в большом городе. При должном контроле и современном подходе к приготовлению пищи кейтеринг, безусловно, может сыграть положительную роль в решении "голодного вопроса". Думаю, деятельность предприятий по доставке ланчей даже актуализируется в кризис. Поскольку, по данным последних исследований, очень многие горожане вынуждены питаться в многочисленных точках фаст-фуда - в этом сегменте отмечен рост продаж. Но такая еда может оказаться опасной для здоровья, если употреблять ее регулярно, изо дня в день вместо полноценного обеда. При этом в противовес шаурме и хот-догам, съедаемым на бегу, предприятия кейтеринга могли бы предложить достаточно качественную и не слишком дорогую еду, к тому же доставляемую прямо на рабочее место.

    Поделиться