11.06.2009 01:30
    Поделиться

    В Беларуси появится мемориальный комплекс в память о защите города Сморгонь российскими войсками в Первую мировую войну

    Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Министерство культуры Республики Беларусь выступили с инициативами о создании в Беларуси с участием Союзного государства мемориального комплекса по линии противостояния 1915-1917 годов в Первую мировую войну у города Сморгонь и о воссоздании памятника Героям войны 1812 года в Полоцке.

    Предложение о создании памятников поддержано Минобороны России, Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь, Белорусским общественным объединением ветеранов. Минкультуры Беларуси подготовлена проектно-сметная документация на изготовление и установку памятников. Финансирование работ предлагается осуществить за счет средств бюджета Союзного государства на 2009 год и частично за счет средств местных бюджетов в Республике Беларусь. Принято решение профинансировать сооружение обоих памятников.

    810-дневную борьбу в 1915-1917 годах за небольшой белорусский городок Сморгонь соотносят с борьбой блокадного Ленинграда. На белорусской земле есть свой символ мужества и воинской стойкости той далекой войны - небольшой город Сморгонь, город воинской доблести и славы Первой мировой.

    Летом 1915 года война пришла в Беларусь. Русские войска отступали. В начале сентября фронт установился от Балтики - западнее Вильно - восточнее Гродно и далее на юг, до Карпат. Перегруппировав силы, германская армия начала новую наступательную операцию. 9 сентября, прорвав фронт севернее Вильно, немецкая кавалерия в тылу 10-й русской армии устремилась в район Сморгонь - Молодечно. В этой обстановке Верховное российское командование создало новую 2-ю армию из пяти корпусов, части которой в срочном порядке начали выдвижение к линии железной дороги Вильно - Минск.

    Сморгонские позиции попали в число трудных для обороны. Недаром у русских солдат сложилась поговорка: "Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал". Город был полностью разрушен германской артиллерией, изрыт русскими окопами и траншеями. Газета "Нива" назвала Сморгонь "мертвым городом".

    Наступил 1917 год. Командование Западного фронта, выполняя установленный план действий, готовило весеннее наступление. Для главного удара был выбран участок Сморгонь - Крево с тем, чтобы, прорвав здесь германскую оборону, решительной атакой выйти к Вильно. Немецкие позиции тут были сильно укреплены и искусно размещены на местности. Руководил всей операцией с наблюдательного пункта 38-го армейского корпуса командующий Западным фронтом генерал Деникин.

    22 июля в 7 часов утра после двухчасового артиллерийского обстрела в атаку поднялась русская пехота. Впереди шли офицеры-добровольцы. Прорыв был настолько стремительный и неожиданный, что противник не успел своевременно открыть заградительный огонь. 4 декабря в местечке Солы представителями 2-й, 3-й и 10-й армий Западного фронта было подписано перемирие. Упоминания о Сморгони ушли из боевых сводок.

    18 февраля 1918 года в 12 часов дня, когда срок заключенного перемирия истек, германские войска по всему фронту перешли в наступление. Сопротивление остававшихся русских частей было сломлено. Взяв Сморгонь, немцы пошли на Минск. Погибших в тот день, но не бросивших фронт русских солдат и офицеров похоронили вернувшиеся в город жители уже спустя несколько месяцев.

    О героях Сморгони в 1915-1917 годах писали газеты и журналы, многие военачальники и общественные деятели бывали на этом участке фронта, известные впоследствии люди воевали здесь в разные годы, оставили свои воспоминания в мемуарной и художественной литературе. У Сморгони был ранен будущий Маршал Советского Союза и министр обороны СССР, пулеметчик 256-го Елисаветградского полка Родион Малиновский. В 1916-м тут водил в атаки своих солдат поручик 16-го Менгрельского гренадерского полка Михаил Зощенко. В 64-й артбригаде воевал вольноопределяющийся Валентин Катаев. 16-м Менгрельским гренадерским полком командовал полковник Борис Шапошников, тоже будущий Маршал Советского Союза.

    Десятки тысяч солдат и офицеров, в том числе русских и белорусов, храбро сражались на сморгонских позициях, с честью и славой отдавая свои жизни за Родину. Сотни неизвестных и 847 поименно известных героев Сморгони и Крево стали в тех боях Георгиевскими кавалерами.

    Сморгонь была единственным городом на фронте от Балтийского до Черного морей, который так долго и упорно - 810 дней - защищала Российская армия в Первую мировую войну.

    Поделиться