Закон Новосибирской области, урезавший жилищно-коммунальные льготы сельским учителям-пенсионерам, признан не соответствующим федеральному законодательству.
Такого решения в суде добилась пенсионерка Валентина Капустина, учительница младших классов с 27-летним стажем.
Областной закон "О мерах соцподдержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан" был принят в 2005-м, и деревенские педагоги моментально почувствовали: жить стало хуже. Если раньше им и после ухода на пенсию гарантировалось бесплатное жилье с отоплением и освещением, то новая норма урезала льготу почти в пять раз. Во-первых, бесплатную жилплощадь местные законодатели ограничили социальным нормативом (за лишние метры будьте добры заплатить). А во-вторых, если раньше льгота распространялась на всех членов семьи, то теперь лишь на самого учителя и на "нетрудо способных и несовершеннолетних". А откуда у пожилых людей несовершеннолетние дети? После этих "уточнений", как говорит Валентина Капустина, ее счета выросли на две с лишним тысячи рублей (!) в месяц. А это больше половины пенсии.
Изучив законодательство (федеральные нормы сохраняли право учителей на соцподдержку), платить по новым нормам она отказалась. Вместе с ней "заморозили" платежи еще около 40 сельских педагогов на пенсии. Сторону пенсионеров в 2007 году принял и Конституционный суд.
"Федеральный законодатель сохранил в пункте пятом статьи 55 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указание на право вышедших на пенсию педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен повлечь снижение уровня соцподдержки данной категории лиц", - ответили учителям в Конституционном суде.
Однако даже Конституционный суд - не авторитет для чиновников. Ни администрация, ни депутаты Новосибирской области по-прежнему не видели оснований для отмены собственных решений. Потому Капустиной пришлось дойти и до Верховного суда РФ. В результате ее заявление было рассмотрено в Новосибирском облсуде, который согласился с требованиями пенсионерки.