В Смоленске прошла трехдневная универсальная выставка-ярмарка "Беларусь - партнерство и добрососедство", в которой приняли участие около полусотни белорусских предприятий и предпринимателей. Организованная по инициативе Витебского отделения Белорусской торгово-промышленной палаты, она пополнила перечень выставок и ярмарок белорусских товаров, которые проходят в Смоленске.
- Не секрет, что и в России, и в Беларуси наблюдается определенный спад в торговле, в том числе и во взаимной торговле между нашими странами, - рассказал заместитель генерального директора Витебского отделения Белорусской ТПП Валерий Валюшкин. - Мы считаем, исправить положение можно путем активизации торговли в приграничных регионах. Ряд выставок с участием российских предпринимателей проходит в Витебске. А в дополнение к ним мы предложили нашим российским коллегам провести несколько внеочередных выставок-ярмарок на их территории - в Пскове, Смоленске. К нашему удовольствию, Смоленск откликнулся сразу.
Как показали прошедшие в рамках выставки три дня, наибольшим интересом пользуется сейчас у жителей Смоленска продукция белорусской пищевой промышленности - мясные и молочные продукты, кондитерские и хлебобулочные изделия. Если в городе и можно увидеть очереди за колбасой и сыром, то происходит это именно в дни белорусских выставок и ярмарок - доступная по цене и прекрасного качества, эта продукция неизменно востребована жителями города. Впрочем, популярностью пользуются и другие товары.
Брестский предприниматель Николай Каташук приехал в Смоленск во второй раз. Он торгует элегантной женской одеждой и давно участвует в выставках, которые проходят в различных российских городах.
- Все, кто ездит в Россию на выставки и ярмарки, давно друг друга знают, - рассказал он. - Мы постоянно обмениваемся информацией о том, куда можно поехать в ближайшее время, как это лучше сделать, какие именно товары могут оказаться востребованными в том или ином городе. Покупательская способность жителей везде разная - что-то в Смоленск стоит везти, чем-то лучше торговать в Белгороде. Ездить в Смоленск пока выгодно, хотя, конечно, денег у людей сейчас стало меньше и их больше интересует одежда подешевле. Тем не менее я итогами выставки доволен - заработать удалось. Кроме того, хочу сказать, что сам город за последний год заметно изменился к лучшему.
По мнению В. Валюшкина, основной задачей выставок продукции белорусских производителей в России является уже не презентация товара, который и так все прекрасно знают, а его реализация.
- Жителей России не нужно убеждать, что продукты белорусского производства вкусные и высокого качества - это доказывают очереди, которые выстраиваются к прилавкам белорусских производителей в Смоленске, - продолжает он. - Белорусская торгово-промышленная палата старается по возможности расширить географию таких поездок и чаще их организовывать. Например, 15 витебских предприятий пищевой отрасли отправились в Санкт-Петербург, там тоже речь идет не о презентации продукции, а о чистой торговле. Это выгодно всем - белорусские предприятия увеличивают сбыт и налаживают прямые контакты с местными торговыми предприятиями, россияне могут приобрести недорогие и качественные продукты. Однако польза выставок в России этим не ограничивается. Ситуация на рынке постоянно меняется, и если сегодня соотношение цена/качество для того или иного вида товара выглядит в Смоленске привлекательно, завтра оно может измениться в худшую сторону. Если выставка продемонстрировала отсутствие спроса на товар, руководитель предприятия-производителя, заинтересованный в сбыте в России, должен задуматься и принять меры для исправления ситуации - повысить качество, заняться изготовлением другой продукции и так далее. В следующий раз он приедет в Россию подготовленным.
Выставка "Беларусь - партнерство и добрососедство" в зале "Молодость" в Смоленске, пусть и внеплановая, оказалась настолько успешной, что ее решено не просто сделать традиционной, но и проводить несколько раз в год. Уже в августе Витебское отделение БТПП планирует провести в Смоленске вторую выставку под тем же названием, сделав ее специализированной - на ней будут представлены товары белорусских предприятий, необходимые в преддверии нового учебного года. Даже несмотря на плотный график загрузки выставочных площадей в Смоленске, жители города готовы еще чаще встречаться с представителями белорусских предприятий и покупать их продукцию.