Десять отреставрированных трамваев, которые раньше горожане видели только на фотографиях, выстроились у памятника Александру Грибоедову.
Больше всего народу - возле конки, на которую в середине девятнадцатого века никто не обратил бы и внимания, так как это был обычный вид транспорта. Сегодня же москвичи с любопытством выяснили, что за то, чтобы ехать внутри трамвая, тогда нужно было платить 5 копеек, а на открытом ярусе всего 3 копейки...
Впрочем, настоящим именинником была "Эфка", как ласково горожане называли первый московский трамвай "Ф", который двигался уже на электрической тяге. С 1907 по 1959 год по Москве таких ходило более 600. Сейчас сохранился только один. Тот самый, который до того, как за него взялись реставраторы, служил в Краснопресненском трамвайном депо грузовой платформой. Судя по нему, о комфорте пассажиров тогда думали меньше всего - в вагоне нет отопления, а сидячие места можно пересчитать по пальцам.
...Преемник "Ф" - трамвай "БФ", больше походил не на уходящую натуру, а, наоборот, на пришельца из будущего. Черно-синего цвета, с футуристическим кузовом, он ушел в историю в 1970 году. Но и потом еще много лет использовался как буксир на Сокольническом вагоноремонтном заводе.
Увидели москвичи и первый серийный трамвай повышенной вместимости "КМ". Он работал не только в столице, но и во многих крупнейших городах страны, вплоть до 1974 года, и пользовался уважением у советских пассажиров, не избалованных четкостью и ритмичностью движения городского транспорта.
В отличие от многих европейских городов Москва не списала трамваи в архив с бурным развитием автомобилестроения. Свыше 960 вагонов до сих пор верно служат москвичам. Но если в Вене, Берлине, Лондоне и других мегаполисах власти уже осознали свою ошибку и теперь предпринимают усилия для возрождения этого экологически чистого и дешевого вида транспорта, то в российской столице трамвай продолжает уступать машинам то один маршрут, то другой... Например, сняли рельсы с улицы Лесной, Ленинградского проспекта... А пуск скоростного трамвая, дорогу для которого городские власти обещали проложить на юге столицы, год от года отодвигается все дальше. Поэтому трудно сказать с уверенностью, что у юбиляра впереди безоблачное будущее.