Банки могли бы избавляться от "плохих" корпоративных кредитов, выставляя их на продажу. Продавать долги можно на бирже, считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Его идею готовы поддержать и зарубежные партнеры из Международной финансовой корпорации.
Продажа долгов, по мнению Аксакова, позволит банкам расчистить балансы от "проблемных" активов. Сейчас кредиторы передают часть их коллекторским агентствам. Но коллекторы работают с частными заемщиками, а надо решать и проблему с корпоративными должниками. Их кредиты могли бы покупать частные инвесторы. Они, говорит Аксаков, уже сейчас обращаются с такими предложениями. Инвестор сам решит, как работать дальше с должником - обращать взыскание на залог, реструктурировать кредит, договариваться с заемщиком об обмене долга на акции.
Банкирам придется продавать кредиты с дисконтом (со скидкой), для безнадежных долгов он может доходить до 95 процентов. Для некоторых кредитов ситуация значительно лучше - активы постепенно повышаются в цене. Но справедливую цену установит сам рынок. По завышенной стоимости частный инвестор долги не купит. Создать такой сектор торговли можно на ММВБ. Ассоциация региональных банков готова взять на себя роль организатора, она уже собирает базу данных по кредитам. По словам Аксакова, наладить дело можно довольно быстро.
Такой метод в свое время использовали в Китае, где устраивались аукционы по продаже проблемных кредитов, одобряет идею старший менеджер департамента глобальных финансовых рынков Международной финансовой корпорации Тимати Крауз. И в Поднебесной это помогло разрулить ситуацию. Корпорация даже готова поддержать покупателей кредитов деньгами на условиях софинансирования. Правда, при этом надо обеспечить полную прозрачность торговли и выработать механизмы, при которых банки-продавцы будут предоставлять максимально полную достоверную информацию о кредите, замечает Крауз.
Для управления потребительской задолженностью Ассоциация региональных банков предлагает создавать кредитные закрытые паевые фонды (ЗПИФы). Обслуживать аккумулированные в таком фонде кредиты будет частная управляющая компания. По сути, поясняет вице-президент ассоциации Олег Иванов, она выступает в роли "разводящего": долги списываются и на балансе банка тут же возникают паи ЗПИФа, управляющая компания в это же время привлекает для взыскания долга коллекторские агентства. Чтобы дело шло быстрее, все долги предлагается разделить на однородные портфели: просто потребительские займы, автокредиты и ипотечные ссуды. Статистика, накопленная в коллекторских агентствах и банках, позволит просчитать перспективы по каждой группе кредитов. Правда, следует еще прояснить с Центробанком вопрос по поводу того, как регулятор будет оценивать состояние банка, на балансе которого находятся паи ЗПИФа. А для защиты граждан-должников надо принимать соответствующий закон.
Но параллельно придется думать и о дополнительной капитализации банков, считает Аксаков. Для поддержки средних региональных банков он предлагает подключить международные финансовые организации и институты развития и на паях с российскими структурами (например, ВЭБом) создать специальный фонд. Предварительные переговоры по этому поводу с Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития ассоциация уже провела, осталось решить вопрос с российскими финансовыми властями, говорит Аксаков.
Сейчас, напомнил он, проблемная задолженность по корпоративному и частному сектору оценивается примерно в 4 процента от всего кредитного портфеля. Центробанк ожидает, что к концу года объем просрочки достигнет 10 процентов. И даже если исходить из этих прогнозов, объем плохих долгов по банковской системе приблизится к 2 триллионам рублей, подсчитал Аксаков. Поэтому проблему надо решать, включая сразу несколько инструментов. Иначе "токсичные" кредиты не дадут банкам нормально жить и работать: они будут требовать отвлечения дополнительных денег в резервы и тормозить кредитование.