16.06.2009 02:00
    Поделиться

    Сергей пятенко: Кризис может оказаться созидательным, а не разрушительным для любой компании

    Кризис может оказаться созидательным, а не разрушительным для любой компании. Главное - сделать правильные выводы из полученных уроков.

    Первый. Здравый смысл, прагматизм и разумное видение бизнеса стратегически выигрывают всегда. Есть два фактора "кризисоустойчивости": это долговая нагрузка и уровень спроса на продукцию. На плаву оказались те, кто ориентировался на сдержанное развитие, вел осторожную финансовую политику и, самое главное, строил бизнес в соответствии со спросом на свою продукцию. А кто набирал кредиты без оглядки, оказался в сложном положении. "Быстрее всех идут на дно те, кому море по колено".

    Второй. Кризисы были, есть и будут. Экономический цикл никто не отменял и в обозримом будущем не отменит. Кризисы, посильнее или послабее, будут регулярно примерно раз каждые пять-десять лет. В США есть поговорка, что за свою трудовую жизнь американец переживает один кризис и три депрессии. В России, как и во многих других странах, кризисы случаются чаще. За трудовую деятельность среднестатистическому россиянину предстоит пережить пяток кризисов. К ним надо готовиться, как к смене времен года или циклическим процессам в организме.

    Третий. Общий кризис доверия вынудил власть лучше учитывать реальность. Государственная политика 2000-х не была дружественной к бизнесу. Ставка была сделана на фигуру чиновника - надзирающего, руководящего, обирающего (альтернативно зарабатывающего). Но оказалось, что выводить из кризиса страну должен именно бизнес.

    Четвертый. Циклический кризис - великий очиститель. За диспропорциями макроэкономического уровня стоят мириады непорядков на отдельных предприятиях. Высокие издержки, избыточные запасы, неподъемные кредиты, растущая дебиторка и т.д. За пять-семь лет неэффективность накапливается, микро и макро "смыкаются", и экономика сваливается в кризис. Циклический кризис - это и "выход накопленного непрофессионализма".

    Пятый. Кризис подтолкнул множество давно назревших решений: сокращение издержек, оптимизация зарплат, робкие движения в сторону снижения налогового бремени с бизнеса. Бизнесу вместе с государством нужно учиться опережать события.

    Шестой. В кризис остро стоит проблема доверия во взаимоотношениях владельцев и наемных сотрудников, а также руководителей с персоналом. Для снятия напряжения и создания атмосферы сплоченности необходимо держать людей в курсе ситуации и планируемых мер. Неадекватное поведение и отсутствие информации разрушает доверие, что очень негативно сказывается на бизнесе.

    Седьмой. В кризис главной целью - страны ли, компании ли, человека - должно стать повышение собственной эффективности. Есть два пути: снижение расходов и увеличение доходов. В условиях кризиса снижение затрат является стратегическим приоритетом для большинства компаний. Но эффективность связана не только с экономией ресурсов, но и с выбором новой цели.

    Восьмой. Все прогнозы вероятностны. В периоды нестабильности - особенно. Все это в полной мере касается и всемирно известных рейтинговых агентств, и международных финансовых организаций. Рейтинговые агентства оказались способны присваивать высокие рейтинги "мусорным" ценным бумагам и нежизнеспособным организациям.

    Девятый. Западное общество и бизнес всегда готовы к жесткой защите своих интересов. При возникновении малейшей угрозы своим доходам и уровню жизни будут предприниматься решительные действия. Интересы других будут учитываться лишь в той мере, в какой они не противоречат собственным.

    Десятый. В XXI веке трудно жить понятиями века XIX. Пора признать: труд - товар, а работодатель - потребитель. Мы везде защищаем права потребителей, и у него больше прав, чем у производителя. В области трудовых отношений проблемы схожи. Нельзя не учитывать реальность и интересы работодателя.

    Поделиться