В День России под Самарой впервые отгремел фестиваль "Рок над Волгой". По масштабности (167 тысяч человек) и звездному составу событие поставили в один ряд с "Нашествием".
Скепсис в связи с организацией столь масштабного мероприятия (рассчитывали на 100 тысяч слушателей) сохранялся до последнего. Однако, не считая изнуряющей жары (до 35 градусов в тени), кажется, организаторы сумели предупредить все чаяния любителей рока.
Фестиваль прошел в формате нон-стоп с 11.00 до 24.00 в поле в 20 га, окрещенном Красный пахарь, по аналогии с расположенным рядом поселком. Встречали "самарских жаворонков", как выразились сами музыканты, ребята из молодой московской группы "Дайте 2". Открывать рок-фестиваль всегда непросто, но, несмотря на легкую весовую категорию и юный возраст, солистка Людмила Махова настроила прибывающих поклонников на нужную волну. И как иначе, если эту группу "сосватал" фестивалю один из его организаторов - Константин Кинчев. Да и у самих ребят настрой серьезный.
- Последние годы словосочетание "русский рок" используется скорее как отживающее явление, даже ругательство, хотелось бы возродить прежнее понятие, когда русский рок был мощным позитивным явлением, - поделилась с корреспондентом "РГ" Людмила Махова.
После выступления еще двух перспективных команд "Что еще" и "Море" народ окончательно зажег нижегородец Антон Павлов с "F.P.G.". Не обошлось без ненормативной лексики, впрочем, как признался лидер группы, юношеский максимализм с годами все реже его навещает.
С воодушевлением встретили поклонники и выступление Mordor, музыканты, как всегда, были в гриме, причем от макушки до пят. "Существа", как они сами себя назвали, порадовались тому, что в официальный праздник День России их не побрезговали выпустить на сцену. Таня Зыкина стала второй дамой на сцене и закрыла своим выступлением так называемую альтернативную часть фестиваля.
От следующего участника - "Чайф" - ликовала уже вся поляна. А как был доволен сам Владимир Шахрин еще не успевшими устать поклонниками, звуком и тем, что спел вместе "Где та молодая шпана..." с "гуру Борисом Борисовичем", который сменил "оранжевое настроение" на сцене. У зрителей была уникальная возможность лицезреть "Аквариум" в таком составе в последний раз. Гребенщиков напомнил, что в жизни нет ничего постоянного, поэтому так важно радоваться тому, что есть. Лично его очень порадовал "Рок над Волгой". Правда, судя по задремавшим первым рядам, рок-тусовка не очень-то восприняла мелодии от гуру.
Терпение поляны было награждено забойными ритмами старой доброй "Арии". Среди волжан оказалось много поклонников группы, но как ни старался Артур Беркут спровоцировать публику на что-нибудь эдакое, для чего даже кинул пластиковую бутылку в толпу, ничего, кроме ответного драйва и тысяч взметнувшихся вверх рук, не получил. На миролюбивый лад публику вновь настроил Сергей Чиграков, который не только спел хиты "Чижа", но и даже подпел в дуэте со специальной звездой фестиваля - Кеном Хенсли (одним из создателей легендарной Uriah Heep) July Morning. Западной звезде достался отдельный респект от российских поклонников.
Кену Хенсли понравился фестиваль, однако он упрекнул своих российских коллег по року в излишней дисциплинированности:
- Рок-музыкант должен уметь разрушать законы. В рок-н-ролле нет никаких законов, кроме тех, что делаешь сам.
Его словно услышал Юрий Шевчук, который выступил после еще одной ожидаемой возрастными поклонниками группы "Воскресенья". На фоне ностальгических композиций предыдущих исполнителей Шевчук смотрелся вызывающе, радикально. Жесткий ритм и прямолинейные тексты его новых вещей дополняли друг друга, чего только стоит разухабистая песня с актуальным названием "Безработица" или совсем уж оппозиционная "За тобой пришли".
- Сейчас снова набирает обороты гражданская лирика. Рок-исполнителям полагается быть в андеграунде, по моим ощущениям, снова наступают сложные времена, а значит, будут появляться новые хорошие песни.
Разделились мнения по поводу выступления Вячеслава Бутусова под аккомпанемент академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии. Он исполнил классику "Наутилус Помпилиус", но в новом звуке понравился не всем.
"Сплин" порадовал отсутствием экспериментов и собственной классикой. Выступление "Короля и шута" привело многотысячную толпу слушателей и особенно первые ряды фанатов в экстремальный экстаз. Несколько фанов все же были вынесены за ограждения у сцены, где милиция заботливо принимала на ручки молодых людей. Одним словом, Горшенев остался доволен поклонниками:
- Этот фестиваль по массовости и энергетике можно сравнить разве что с "Нашествием", я впечатлен!
Под занавес фестиваля поклонники постарше еще успели насладиться "Агатой Кристи". Затем вниманием поляны овладели заводные финские парни "Апокалиптика". У металлических виолончелистов на Волге немало фанатов, в чем они еще раз убедились. Но толпа ждала главного, то, ради чего армия "Алисы" весь день жарилась на солнце. Под сгущающиеся сумерки Константин Кинчев отработал почти часовую программу весьма профессионально: от лирики до жести. Так что зритель расходился полностью удовлетворенным услышанным за день и "красно-черным десертом".
Все без исключения музыканты очень высоко оценили организацию фестиваля. А Шевчук даже жару одобрил: "Какой же рок без экстрима?" Так что вопрос может быть только в цене. Пока организаторы держат финансовую составляющую фестиваля под запретом. Лишь у Шахрина вылетело, что "бюджет фантастический", а на сайте фестиваля уже появился коротенький комментарий на вопрос зрителя о стоимости проекта - "цифры колоссальные". Как и удовольствие, которое получили все участники фестиваля по обе стороны сцены.