Редактора одной из челнинских газет обвиняют в возбуждении вражды и ненависти. По версии следствия, он помог растиражировать призывы националистов признать Татарстан суверенным государством.
Кроме журналиста, в поле зрения следователей попала также Фаузия Байрамова, которую еще много лет назад окрестили бабушкой татарского сепаратизма. Долгое время о Байрамовой ничего не было слышно, и вот в конце минувшего года она вновь оказалась в центре скандала, когда вместе со своими сподвижниками распространила документ, высказывания из которого, по мнению экспертов, могут повлечь за собой возбуждение национальной вражды. Предъявить обвинения Байрамовой следователи смогли только на днях, когда было готово заключение экспертов.
Сейчас в республике расследуют сразу четыре уголовных дела по довольно редко применяемой на практике 282-й статье Уголовного кодекса РФ - "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства".
- Такие дела сложно довести до суда, - говорит корреспонденту "РГ" первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Татарстану Владимир Карузин. - Чтобы дать оценку тем или иным высказываниям, где речь предположительно идет о разжигании национальной и межрасовой розни, нужно привлечь большое число специалистов разного уровня, которые могли бы дать объективное заключение. Казалось бы, все четко и понятно: если в тексте есть призывы к тому, чтобы настроить одну нацию против другой, здесь просматривается состав преступлений. Однако без экспертизы мы не можем возбуждать уголовные дела. А на подобные исследования уходит не один месяц.
Владимир Карузин уточнил, что все дела, возбужденные в республике по 282-й статье, пока что доходили до суда. И ни одно из них не было развалено адвокатами.
Так, недавно был вынесен приговор челнинскому националисту Рафису Кашапову, письменные труды которого содержали оскорбительные высказывания в адрес российского народа и призывы сломать территориальную целостность страны.
С аналогичными воззваниями, по версии следствия, выступал в чистопольской мечети Раис Мингалеев. Только в отличие от Кашапова он призывал верующих распространять ислам с оружием в руках, для чего предлагал обучиться военному делу в Афганистане и Пакистане. При обыске у Мингалеева нашли не только запрещенную печатную и рукописную литературу, но и оружие, боеприпасы и взрывчатку. Скоро это уголовное дело предадут в суд.
Кроме того, на днях Прокуратура Татарстана обратилась в Советский районный суд Казани с заявлением признать экстремистскими около десяти брошюр и листовок, которые были изъяты по уголовному делу у представителей казанского отделения международной террористической организации "Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир"). Речь идет об изданиях, выпущенных в России и Ливане. Среди них - листовки "Америка разжигает смуту в Ираке посредством подлой игры. Будьте бдительны, мусульмане", "Политическая колонизация опаснее, чем военная колонизация" и многие другие. Признают ли эту литературу экстремистской, станет ясно уже 19 июня.
Сами участники экстремистской организации, а это двенадцать активистов, сейчас находятся на скамье подсудимых. Процесс по обвинению группы "в содействии террористической деятельности" и "приготовлении к насильственному захвату власти" начался в Верховном суде Татарстана в феврале этого года и продолжается до сих пор.
Ринат Набиев, заведующий кафедрой политической истории Казанского государственного университета, доктор исторических наук, профессор:
- Конфликты возникают тогда, когда люди резко меняют свое мировоззрение. Долгое время в Татарстане не было основательного религиозного обучения, в результате образовался вакуум. Заполнить его в первую очередь постарались течения, нетрадиционные для нашей страны, в том числе и ваххабистские, которые стали орудием деструктивных сил. В Татарстан приехали преподаватели из-за рубежа, появились первые учебники весьма сомнительного содержания. Поскольку у нас были прерваны религиозные традиции, нам пытались навязать то восприятие вероучения, которое существует в рамках ряда исламских государств. Но это не наши традиции, они не вписываются в условия нашего государства и даже противоречат им.
Несколько лет назад меня резко критиковали, когда я выступал против нашествия преподавателей из-за рубежа. По моему мнению, многие иностранцы, которые стремились попасть в Татарстан, не разбирались до конца в тонкостях существования ислама в иноверческом окружении. Зачастую они пропагандировали радикальные направления. И чему хорошему могли научить нас? Я рад, что наконец-то в республике практически не осталось религиозных преподавателей из-за рубежа, так как "подросли" отечественные педагоги, которые в отличие от пришлых являются носителями наших традиций.