15.06.2009 23:00
    Поделиться

    Александр Бойко: Мировой спрос на оборудование для упаковки будет расти

    80 процентов всей упаковки в стране отечественного производства

    Сегодня в Москве, в Крокус Экспо (накануне там стартовала серия международных специализированных выставок: "РОСУПАК-2009", "Люксупак-2009", "Алюмупак-2009", "Упакмаш-2009", FOODMASH-2009, "Логистика и склад-2009"), начнет свою работу Международный деловой форум "Стратегические решения для российской индустрии упаковки". Чем живет отрасль, какие тенденции и проблемы обозначил кризис, "РБГ" рассказал председатель подкомитета по развитию индустрии упаковки ТПП РФ, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) Александр Бойко.

    - Несмотря на кризис, заворачивать продукты в газетку сегодня никто уже не станет, как это было в нашем прошлом. Все-таки уровень культуры потребления заметно вырос. Упаковка давно стала экономическим элементом товара. Но возможно ли сокращение спроса на нее?

    - Вопрос закономерен. Уже несколько месяцев регулярно озвучиваются версии о том, что сокращение спроса неминуемо, как и стремление потребителя сэкономить на упаковке. Но, как показывает мировой опыт, кризису меньше всего подвержены сферы, где есть недостача товаров или услуг. А это - пищевая, легкая промышленность, АПК, медицина. На них-то в основном и работает упаковочная отрасль. А еще в очень небольших объемах - на строительные материалы и предметы роскоши. Зарубежные эксперты предсказывают, что мировой спрос на оборудование для фасовки и упаковки, которое используют сами потребители упаковки, в ближайшие годы будет увеличиваться на 5,2% ежегодно и к 2012 году составит 39,8 млрд долл. На рынке появятся более совершенные и надежные машины, которые будут работать с большей скоростью, обеспечивая экономию энергии и минимизируя отходы. Самым крупным потребителем упаковочного оборудования в мире останется пищевая промышленность, где доля продаж дойдет до 43%. Значительными также будут продажи оборудования для упаковки напитков, лекарств, медицинских приборов одноразового использования и предметов личной гигиены.

    - Одно время по телевидению рекламировали алюминиевые банки. Это была попытка отучить потребителя от бутылки, новый этап развития отрасли или очередной передел рынка?

    - Это был один из всплесков рекламной активности, которые происходят постоянно. Конкуренция между отдельными видами упаковки, например, картонными, металлическими и полимерными, существовала всегда. Она даже порой сильнее, чем среди производителей одного и того же вида упаковки. Например, в определенный момент была тенденция снижения оборота рынка производства стеклянной тары. Потом спрос вернулся. Появились разнообразные предложения для ликеро-водочной продукции, вина, шампанского. И если раньше по пальцам можно было пересчитать виды бутылок, то сегодня на рынке их великое многообразие.

    - Так реклама с банками сработала?

    - Сегодня можно говорить, что потребление банок увеличивается с каждым годом. Они удобны и экологичны, их можно собрать после использования, переработать и вновь пустить в производство. И это при том, что многие виды сырья для производства упаковки невозобновляемы, а сырье дорого...

    - Столичный мэр недавно призвал к снижению количества источников мусора - "фасовки и упаковки". Вопрос касался строительства мусоросжигательных заводов, против которых возражают многие москвичи. Каково ваше отношение к ситуации?

    - Сегодня житель российского мегаполиса использует в год до 150 килограммов упаковки. И в этом мы значительно отстаем от Европы. Там до 200 кг доходит, а в Японии и того больше. В последних документах Евросоюза мусоросжигание после определенного "забвения" реабилитировали. Удачные примеры проектов мусоросжигательных заводов в последние годы подают Германия и Франция. Еще в 1992 году в Европарламенте появилась директива, по которой производители упаковки и продуктов должны собирать использованную тару или оплачивать этот процесс. Многие страны за это время разработали свои системы сбора. У нас же есть примеры отдельных регионов, закупающих автоматы по сбору отходов упаковки.

    Как специалист в области упаковки замечу, что вопрос не в том, является ли упаковка экологичной. Если упаковка сделана с умом, продумана и профессиональна, то она обязательно будет экологичной, по-другому сегодня не выжить нашим товарам.

    Между тем транснациональные корпорации, такие как "ТетраПак", "Кока-Кола", "Пепси", "Вимм-Билль-Данн" и другие, - основные плательщики по сбору упаковки их продукции, должны быть встроены муниципальными властями в систему жизнеобеспечения города. И тогда за счет мусора можно обеспечить регулярной работой массу людей.

    - Удается достучаться в двери высоких кабинетов с проблемами отрасли?

    - Если честно, то с трудом. Многие вопросы нуждаются в решении на правительственном уровне, но отрасль не имеет своего представителя в структурах власти, поэтому о наших проблемах вспоминают крайне редко. За три года существования конфедерации накоплен определенный багаж, стало очевидно, что необходима концепция развития российской индустрии упаковки на период до 2015 года, и работа над ней уже ведется. К примеру, сегодня таможенная политика государства при импорте сырья и готовой упаковки зачастую снижают конкурентоспособность отечественных предприятий. "НКПак" активно участвует в корректировке таможенных тарифов. Не остаемся мы в стороне и от подготовки специалистов для упаковочной отрасли: кадровый голод сегодня ощутим. Еще есть работа с торговыми сетями, изучение мирового упаковочного рынка, участие в международных выставках.

    - Ваши прогнозы: когда упаковочная отрасль в России станет одной из ведущих и приоритетных, как это происходит в большинстве стран?

    - Надеюсь, что в самые ближайшие годы, учитывая острейшую необходимость развития экспорта отечественных товаров. Сегодня уже все понимают, что без упаковки никуда. Но никто не задумывался, сколько мы экономим, допустим, на холодильной технике, производя упаковку, обеспечивающую длительные сроки хранения. Сейчас многие заказчики ставят задачу сохранить свой продукт без охлаждения в течение нескольких месяцев. И производители упаковки уже могут это обеспечить. Появились специальные пленки с высокими барьерными свойствами. Есть упаковки, которые сигнализируют о малейшем изменении качества продукта.

    И в кризис у нашей отрасли есть основное преимущество - качество и функциональность упаковки имеет огромное значение для производителя любой продукции. Объем отечественного рынка в 2008 году превысил 300 млрд рублей. 80% всей упаковки в стране отечественного производства. В отрасли в основном работают представители малого и среднего бизнеса, в общей сложности более 4 тыс. предприятий. В их числе есть и очень современные, с новейшей базой оборудования. Есть и те, кто ведет исследовательскую работу. Некоторые предприятия упаковочной отрасли уже применяют нанотехнологии.

    Важно, что и сегодня многие производители упаковки обладают высоким потенциалом, активно работают на российском рынке упаковки и ищут пути расширения своего бизнеса. И еще: в современных условиях рынка специалисты по упаковке должны искать радикальные решения, иначе упущенные возможности могут стать причинами многих потерь в самом ближайшем будущем.

    Какое оборудование ваша компания готова купить в условиях кризиса?

    Поделиться