Дождь в дорогу к удачному путешествию. Когда "СухойСуперДжет-100" легко взмыл в моросящее небо над Ле Бурже, лица его создателей просияли.
Россия представила мировому авиационному сообществу новый авиалайнер, которому доверили честь открыть фактически новый век авиасалонов. Небольшой показ вертолетной техники, предваривший полет SSJ-100, можно было считать своеобразным разогревом перед главной сенсацией. Не меньше наших авиастроителей радовались и французские коллеги. Самолет создавался при самой широкой международной кооперации, в которой европейские компании играли ключевую роль.
Вчера авиалайнер осмотрели вице-премьер Сергей Собянин и французский министр промышленности, экономики и занятости Кристин Лагард. Госпожа Лагард сказала, что правительство Франции очень довольно сотрудничеством по проекту создания российского регионального суперсамолета и его конечным результатом.
Сергей Собянин также высоко оценил итог международного сотрудничества. Он высказал уверенность в том, что у этого самолета хорошие перспективы. Вице-премьер подчеркнул, что в SSJ-100 воплощены лучшие достижения мирового авиастроения. По мнению специалистов, именно эта особенность делает лайнер весьма конкурентоспособным на мировом рынке.
Вскоре после осмотра российского суперсамолета был подписан контракт на передачу авиакомпании "Авиализинг" двадцати четырех суперджетов.
По словам главы фирмы "Сухой" Михаила Погосяна, общий портфель заказов на SSJ-100 уже составляет 150 самолетов, а весь рынок оценивается в тысячу машин. По прогнозам экспертов в области гражданской авиации, из этой тысячи российские авиакомпании закупят 300 самолетов, а зарубежные - 700. Кстати, первый контракт на экспортную поставку суперджетов уже заключен с одной из армянских авиакомпаний.
Как сказал Погосян, в настоящий момент два лайнера проходят летные испытания, в июле начнутся испытательные полеты третьего самолета. В производстве - тринадцать машин, четыре из которых будут готовы к передаче заказчикам в конце года. С 2012 года планируется выпускать до семидесяти суперджетов в год.
Михаил Погосян на салоне в Ле Бурже присутствует в новом для себя качестве - как руководитель двух ведущих российских авиафирм - "Сухой" и "МиГ". Два ранее конкурировавших бренда выступают на салоне под единым флагом.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров подтвердил, что начался процесс слияния "Сухих" и РСК "МиГ". В скором времени в рамках ОАК будет образовано специальное подразделение - дивизион боевых самолетов, основу которого как раз и составят две эти фирмы.
Помимо уже летающего суперджета Россия презентует еще более амбициозный проект магистрального самолета XXI века - МС-21. Работы над машиной в полном разгаре. Идет выбор зарубежных партнеров. Самолет будет выпускаться в Иркутске. Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко сказал, что одним из обязательных требований, предъявляемых потенциальным зарубежным соисполнителям проекта, является наличие у них российских партнеров.
В этот раз на салоне в Ле Бурже отсутствуют наши боевые самолеты, что, конечно, сказалось на зрелищности летной программы. Тем не менее на стендах присутствуют макеты самых перспективных российских истребителей: МиГ-29СМТ, МиГ-35, Су-35 и различные версии Су-30К.
Весьма эффектно представлен на "Ле Бурже-2009" Роскосмос. Его глава Анатолий Перминов в первый же день стал едва ли не главным ньюсмейкером салона. Российские разработчики космической техники привезли действительно эксклюзивные новинки, которые сразу привлекли внимание и специалистов, и простых посетителей. Демонстрируются новые носители, новые космические аппараты различного назначения, презентуются новые международные проекты и программы. По словам Перминова, на салоне "Ле Бурже-2009" планируется подписать ряд соглашений о сотрудничестве с Европейским космическим агентством. В частности, по проекту полета к Меркурию и по запуску научной станции к спутнику Марса Фобос. С Италией будет подписано соглашение о стратегическом партнерстве в области разработки космических аппаратов нового поколения.
Обращает на себя внимание обилие беспилотных летательных аппаратов на салоне. Увы, российских среди них нет. Начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров, начавший осмотр салона с объединенной экспозиции "МиГ" - "Сухой", сказал корреспонденту "Российской газеты", что постарается оценить все многообразие представленных здесь беспилотников. И в будущем, по словам начальника Генштаба, военное ведомство начнет заказывать аналогичные аппараты у отечественных производителей. К слову, интересные проекты беспилотников есть и у "мигарей", и у "сухих".
Николай Макаров также сказал, что Российская армия начинает масштабное обновление боевой техники, в том числе самолетно-вертолетной.