17.06.2009 02:00
    Поделиться

    На Кубани хулигану удалось подвести под статью двух милиционеров

    Настоящий шок испытали жители станицы Батуринской Брюховецкого района Краснодарского края, узнав об аресте своих участковых: Родион Рукавцов всего месяц назад вступил в должность, Андрей Щербак не успел проработать и двух недель, и вот теперь оба оказались в роли подследственных.

    Сейчас в кубанской милиции почти двухтысячный кадровый недокомплект, причем самая острая нужда - в участковых. На самое низовое милицейское звено, согласно официальным циркулярам, возложено сегодня почти... 80 функций. Приходится и дебоширов осаждать, и воришек ловить, и в конфликтах между соседями разбираться. Мил, понятно, всем не будешь.

    Вот и Батуринскую, что в 35 километрах от райцентра, долго не могли подобрать участковых, а обстановка в станице весьма тревожная: то молодежь пойдет стенка на стенку, то в пьяной драке кого-то зарежут. В помощь милиции создали казачий патруль, но после того как два года назад в ДТП погиб местный участковый ("Хороший был мужик", - говорят люди), началась чехарда с кадрами. И тут объявился внук одной из хуторянок. Окончив юрфак Кубанского госуниверситета, 26-летний Родион Рукавцов успел проработать участковым в Краснодаре, а потом решил перебраться в Брюховецкий район к бабушке: и жилье здесь есть, да и люди все свои. А 22-летний Андрей Щербак - родом из этих мест. Отсюда его провожали учиться на юриста, потом в армию, а после службы земляки рекомендовали Андрея на должность участкового. Впрочем, парни еще не успели задержать ни одного нарушителя, как уже сами попали под уголовное преследование.

    Несколько дней провели за решеткой, пока краевой суд не заменил меру пресечения на подписку о невыезде. Санкции инкриминируемой им 286-й статьи УК РФ (превышение служебных полномочий) весьма суровые - до 10 лет лишения свободы. Впрочем, по мнению селян, уголовное дело в отношении участковых возбудили незаслуженно.

    - Ну никак мы не можем взять в толк, в чем провинились ребята? - горячится председатель совета старейшин станичного казачьего общества Николай Казаченко. - А все этот Косьмин! Он уже с полгода без прав и номеров гоняет по улицам, мы сначала в ГАИ жаловались, а потом пришли к участковым. Там наше заявление в журнал зарегистрировали, обещали разобраться.

    20-летний Иван Косьмин - личность в Батуринской довольно известная. Привлекался к административной ответственности, ходил "под статьей" за нанесение побоев (уголовное дело в 2008 году районный суд прекратил "за примирением сторон"), а на момент инцидента с милиционерами находился под подпиской о невыезде. Ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 110 УК РФ (угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью).

    По словам милиционеров, дня два они тщетно пытались вызвать Косьмина для дачи объяснений. В итоге столкнулись с ним в парке, предложили проехать в пункт милиции. Иван отказался и убежал. А через несколько дней пришел к прокурору с заключением судмедэксперта, согласно которому у него "вывих правого плечевого сустава", который квалифицируется как вред здоровью средней тяжести. А еще там было указано, что "давность первичного вывиха определить невозможно из-за отсутствия медицинских документов". Потерпевший утверждал, что пострадал от милиционеров, и прокурор дал делу ход. Вызванных для дачи объяснений участковых взяли под стражу.

    - Это вопиющая несправедливость! - возмущается станичный атаман Владимир Сиянко. - Как тогда охранять порядок, если по надуманному заявлению любого хулигана милиционеров будут сажать в тюрьму?!

    Косьмины живут на станичной окраине. Во дворе - та самая вишневая "девятка" без номеров. Мама, Галина Егоровна, сына своего оправдывает: "Он боялся, что ему могут наркотики подсунуть, поэтому убежал. Ведь от нашей милиции всего можно ожидать - вот что про них по телевизору показывают". По ее словам, обратиться к прокурору за защитой Ивану порекомендовали "добрые люди", которые считают, что "милиция совсем обнаглела и на нее надо искать управу".

    Кто выступал в роли "советчика", неизвестно. Однако сами участковые припомнили, что с ними пытался договориться "по-хорошему" один из тех, кто привык промышлять на чужих полях и фермах. "Сказали, что будем нещадно пресекать подобное, - говорит Рукавцов. - Понятно, такая милиция понравится далеко не всем".

    Что касается районного прокурора Олега Апанасевича, то он настроен решительно. "Никакими благими намерениями нельзя оправдать беззаконие, - убежден он. - Участковые превысили свои полномочия и должны за это ответить. Если не пресекать на корню подобные явления, то завтра у нас появятся новые "майоры Евсюковы".

    Заместитель начальника ОВД по Брюховецкому району Борис Филинский не отрицает, что ребята действительно виноваты: но не в совершении преступления, а в нарушении служебной дисциплины.

    - Молодые, неопытные, допустили промашку, - говорит подполковник. - Не сообщили в дежурную часть о том, что к ним с жалобой на Косьмина обратился атаман. И дальнейшие действия не согласовали с руководством. Коллеги горько шутят: "Два хулигана, сговорившись, легко могут посадить одного милиционера".

    Почти месяц прошел после случившегося, но район по-прежнему гудит, обсуждая случившееся. На одном из местных интернет-сайтов идет бурная полемика. "Прокуратура правильно поступила. Нашим ментам давно нужна жесткая рука, а то творят беспредел", - считают одни. "Разве можно "закрывать" милиционера за то, что он попытался наказать правонарушителя?" - недоумевают другие. А в самой Батуринской народ судачит, будто потерпевший "с привычным вывихом" похвалялся подросткам: "Мы уже двоих милиционеров наказали, теперь казачество поставим на место, и станица будет наша".

    Поделиться