Ветеран труда и вдова участника ВОВ Валентина Васильевна Ильичева из городка Похвистнево Самарской области второй месяц одна живет в расселенном аварийном доме.
Она не соглашается переезжать в квартиру, которую администрация предоставляет ей лишь на условиях социального найма. В квартирном вопросе разбиралась корреспондент "РГ".
Аварийный порядок
Дом Валентины Васильевны по ул. Гагарина, 1, хотя и повидавший виды, но с виду крепкий, хранящий следы недавнего ремонта. В этой двухэтажке в центре города 79-летняя бабушка прожила всю свою сознательную жизнь - более чем полвека. Сначала семья жила с подселением, а когда начали подрастать дети - сын и дочка, мужу, ветерану ВОВ, участнику Сталинградской битвы, отдали всю квартиру. Несколько лет назад супруги приватизировали жилье, доля умершего деда перешла по наследству жене. Так Валентина Васильевна, проработавшая 40 лет медсестрой, оказалась на старости лет собственницей трехкомнатной квартиры в центре Похвистнева, что в 160 км от Самары. Окна выходят на райадминистрацию, в двух шагах рынок, аптека. Рядом живут две сестры и сын, который каждый день навещает мать. Глядя на дом, и подумать нельзя, что он аварийный.
- В прошлом году соседи из второго подъезда вдруг зашумели, стена ходуном заходила. Я думала, ремонт затеяли. Оказалось, наоборот, стену разворотили, такая трещина пошла, что администрация им деньги выделила, и они купили новые квартиры. А нас вот до поры до времени оставили здесь. В апреле же пришли и сообщили, что дом аварийный, что они за нас отвечать не будут, случись что. И чтобы мы переезжали в новые квартиры, - рассказала Валентина Ильичева.
Ее соседи еще в мае получили ключи от квартир в новом доме, построенном по программе "Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья", и благополучно съехали. Однако новоселье для Валентины Васильевны оказалось не в радость. Квартира хоть и на несколько метров больше аварийной, но на окраине города (полчаса неспешным шагом от центра). Для старого человека это основной аргумент.
- К тому же вместо собственности предлагают жилье по договору социального найма, мне-то, конечно, ничего не надо, а что я внучкам оставлю? - рассуждает она.
Внучка Татьяна стоит тут же и говорит, что они с бабулей будут стоять до последнего, чтобы администрация выделила им равноценную квартиру в центре города и непременно в собственность:
- На других условиях бабушка и не съедет. Это не по закону выселять собственника в муниципальное жилье, да еще в неблагополучный район рядом с кладбищем.
Из центра - к погосту
Стройплощадка действительно расположена у кладбища. Похвистнево разрастается - все, как в большом городе: в центре свободных земель под застройку нет. Главный аргумент чиновников - квартира, которую предлагают Ильичевой. Корреспондент "РГ" своими глазами убедилась, что она полностью благоустроена: с автономной котельной, счетчиками на воду, газовой плитой, двумя балконами, пластиковыми стеклопакетами, большой кухней и отличной планировкой. Светлая и просторная, хоть сейчас въезжай и живи. Даже этаж специально для бабушки подобран - второй; сверху живет соседка из родного подъезда. Вот только в собственность чиновники эту замечательную квартиру предоставить действительно не могут.
- Ситуация патовая, - признает начальник отдела по управлению муниципальным имуществом города Похвистнева Александр Васильев. - Закон написан так, что администрации его невозможно исполнить. Порядок переселения граждан из аварийного и ветхого жилья предполагает изъятие земельного участка и здания для нужд муниципалитета. Но для этого все владельцы квартир должны оформить право на земельный участок под домом в общую долевую собственность и заплатить земельный налог. Предупреждая такую ситуацию, муниципалитет еще несколько лет назад выделил деньги, чтобы сформировать земельные участки под многоквартирными домами. Собственникам дома N 1 по Гагарина нужно было только зарегистрировать свое право на землю. Тогда мы имели бы право предоставлять жильцам новые квартиры в собственность. Но люди не хотят даже слышать об оформлении земли, им почему-то кажется, что это очередной обман. Чтобы не заводить ситуацию в тупик, был найден компромисс. Мы предоставляем людям квартиры в доме, построенном по программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, на основе социального найма. А затем они приватизируют это жилье.
Рядом с Орликова, 13, стоит дом N 9, также возведенный по программе переселения граждан. По информации администрации, практически у всех жильцов, которые стали новоселами примерно год назад, уже есть договора о приватизации.
Две правды или ничья
В письме вдовы ветерана ВОВ, грамотно составленном адвокатом, высказаны опасения, что ее собираются выселить силой, а дом снести. Однако, как заверили "РГ" чиновники, силового разрешения конфликта администрация не допустит. Хотя из аварийного дома и возможно выселить в судебном порядке с помощью приставов.
- Уважаемую Валентину Васильевну никто "не снесет", пока не будут достигнуты договоренности. Дом будет отключен от коммуникаций и снесен через три дня после переселения последнего жильца. Попробуем подыскать ей другое жилье, хотя сейчас в центре города нет свободных квартир нужной площади в муниципальной собственности. Однако, если вопрос ставится так: нам только в собственность, то опять лыко да мочало, начинай сначала. У нас нет правовой возможности, хотя есть обязанность. У Ильичевой, как у собственника, есть право оформить землю, но нет такой обязанности. Получается правовой узел, который невозможно разрубить без взаимных уступок или изменения закона, - считают в администрации.
Но и Валентину Васильевну тоже понять можно. Тяжело человеку, корнями вросшему в любимый район и дом, на старости лет решать квартирный вопрос. Особенно если по закону не получается. А правда, как известно, у каждого своя.