48-й авиакосмический салон завершает свою работу. Закрылась столетняя страница крупнейшего и престижнейшего салона в мире. Начинается отсчет нового столетия.
Что было самого интересного из представленных на этом салоне образцов?
Если не говорить о премьере "СухогоСуперДжет-100", то наиболее яркие экземпляры летающей техники оказались теми же, что и на салоне 2007-го года.
Прежде всего, это гигантский двухэтажный межконтинентальный европейский лайнер А-380 - настоящее чудо инженерной мысли. В самолете воплощено все лучшее, что накоплено к сегодняшнему времени в науке и технике. Супераэробус может перевозить в очень комфортных условиях более пятисот пассажиров на дальность, превышающую 8000 км. Приобрести машину, которая практически завершила летные испытания, выразили желание десятки ведущих мировых авиакомпаний. Сумма уже подписанных контрактов на его продажу исчисляется миллиардами.
Американцы в очередной раз показали готовый образец легкого истребителя пятого поколения F-35. Самолет необычен во всем, и, конечно, свидетельствует об огромных возможностях военной авиаиндустрии США. Он почти невидим для радаров, но в отличие от известных "стелсов", обладает высокой маневренностью, очень экономичен и может летать со сверхзвуковой крейсерской скоростью. В ближайшее время истребитель начнет поступать на вооружение ВВС США и многих стран-членов НАТО.
Наши перспективные истребители - МиГ-35 и Су-35 - демонстрировались на салоне в виде моделей. Однако они вызывали у специалистов не меньший интерес, чем американский F-35. Цифровая индексация самолетов, конечно, случайная, но символичная. Именно "тридцать пятые" будут основными конкурентами на рынке боевых самолетов в ближайшем десятилетии. При этом наши истребители при несравненно меньшей цене, чем американский пятого поколения, имеют характеристики не намного худшие. И еще неизвестно, кто одержит верх в воздушном поединке, сойдись в бою МиГ-35, Су-35 и F-35.
Будущие войны рисуются как войны роботов, и беспилотная авиация завоевывает все больше и больше места в боевом строю. На "Ле Бурже-2009" демонстрировалось огромное количество беспилотников. Причем не только разведчиков, но и аппаратов, способных нести различное вооружение, а также мирных роботов неба. Диапазон использования таких аппаратов огромен. В армии США, к примеру, давно и успешно применяют беспилотные вертолеты, а Израиль успешно борется с атаками террористов исключительно благодаря целой армаде своих БПЛА, бороздящих небо Ближнего Востока.
Не случайно начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров целый час провел в израильском павильоне, обсуждая, в том числе, особенности поставок беспилотников, выпускаемых в этой стране, в Российскую армию.
Считается, что мы в проектировании и строительстве беспилотников отстали от всего мира. А ведь первых летающих роботов спроектировали советские ученые еще в семидесятые годы прошлого века. И по этому направлению мы были как раз впереди всех.
Может быть, имеет смысл не изобретать велосипед заново, а скооперироваться с теми же европейцами и начать совместное производство беспилотников. По словам руководителей "Рособоронэкспорта", совместные проекты в области создания военной техники сегодня только приветствуются. Так в чем же дело? Может быть, взять за основу аппарат с мифическим именем "Talarion", предложенный в качестве образца корпорацией EADS, и сделать из него совместный продукт. А назвать его богатырским именем "Муромец". Увы, такие варианты российскими представителями на "Ле Бурже-2009" даже не рассматривались.
Интереснейшую экспозицию показал "Роскосмос". В частности, НПО имени Лавочкина привезло на салон макеты космических аппаратов нового поколения. Один из них должен уже в этом году стартовать к Марсу, чтобы облететь и исследовать планету, а затем сесть на спутник Марса и взять пробу грунта. А затем еще и взлететь со спутника и отправиться в обратный путь к Земле.
Предприятия "Роскосмоса" на салоне "Ле Бурже-2009" провели больше всех переговоров и подписали самое большое количество контрактов и соглашений. Так что можно утверждать: в освоении Космоса наша страна сохранила лидирующие позиции.
Официальная часть салона завершилась. С завтрашнего дня начинается настоящее шоу. По прогнозам организаторов, за пятницу-воскресенье салон посетят не менее трехсот тысяч человек. Следующий международный авиасалон "МАКС-2009" откроется в августе в подмосковном городе Жуковский.