Новости

18.06.2009 05:00
Рубрика: Экономика

Добро пожаловаться

В торговых центрах столицы откроются приемные по защите прав потребителей

Москвичи жалуются, что в магазинах ухудшилось качество товаров.

Об этом говорилось на "круглом столе" в Мосгордуме, где обсуждалась ситуация на потребительском рынке. По данным Московского общества защиты потребителей, если в 2005 году к ним поступило 28 тысяч обращений от горожан, то в прошлом - уже 36,5 тысячи. Поэтому и было предложено: открыть при крупных торговых центрах (можно и префектурах) общественные приемные или пункты по защите потребителей. Корреспондент "РГ" пытался выяснить, чем они помогут горожанам.

Послали на мыло

- Пункты, о которых идет речь, предназначены главным образом для пенсионеров, - говорит председатель правления Московского общества защиты потребителей Надежда Головкова. - Сегодня это самая уязвимая категория покупателей, которые нуждаются в бесплатной юридической консультации. Молодежь сама способна (в том же Интернете) найти информацию по поводу товара, а старики зачастую пребывают в растерянности. Сколько историй с биологическими добавками!.. Клюнули на рекламу - купили, причем порой по завышенной в несколько раз цене. Принимают их вместо лекарств, поверив в целебные свойства. А состояние здоровья тем временем ухудшается... Звонят нам, плачут: обманули. И ведь в суде ничего не докажешь: в инструкции где-нибудь мелко-мелко написано, что данный препарат не является лекарством. Но пожилой человек и в очках не разглядит текст. Так что пенсионерам сегодня необходима помощь консультанта.

В редакцию "РГ" недавно пожаловался пенсионер: у него в ванной неполадки, хотел в своей управляющей компании узнать расценки на услуги. А ему по телефону отвечают: смотрите на сайте. "Позвонил в магазин, и там посылают на какое-то "мыло", - возмущается старик. - Они издеваются или действительно думают, что у всех пенсионеров есть компьютеры?"

Учись, студент

Вроде бы хорошая идея - открыть приемные в крупных торговых центрах, но где взять столько юристов? И захотят ли они работать даром, если консультации бесплатны?

- Конечно, вопросов много, - соглашается Надежда Головкова. - В Московском обществе потребителей всего 7 юристов - им не разорваться. Поэтому предлагаем свой вариант: сажать на прием студентов-юристов. Только в Москве их готовят 15 вузов. Кстати, многие направляют студентов к нам на практику. Почему бы не проходить ее непосредственно в торговых центрах? Студенты на третьем курсе уже знают основы законодательства, а если вопрос сложный, можно обратиться к нашим специалистам. Союз ректоров заинтересовался этим предложением. Попробуем пока начать эксперимент в двух столичных округах.

Еще не решен вопрос с деньгами. Они нужны хотя бы для того, чтобы оснастить рабочие места минимумом: стол, стул, компьютер... Союз потребителей (Головкова - один из сопредседателей), например, получил грант от правительства, и на эти средства в 15 городах открыто по одному консультационному пункту. В рамках проекта по созданию сети бесплатных консультаций московское общество уже год ведет прием пенсионеров. Но это капля в море. Чтобы в Москве такие пункты появились в достаточном количестве, нужно искать внебюджетные источники финансирования.

Деньги на ветер

С чем же связан нынешний вал жалоб? Товары стали хуже или потребители требовательнее? Может, у них нервы в кризис сдают?

По мнению Головковой, отчасти это действительно связано с кризисным периодом, когда люди стали осмотрительнее делать покупки и не хотят мириться с выброшенными на ветер деньгами. Впрочем, и бракоделов пока хватает.

"Среди некачественных товаров лидирует обувь, - рассказывает Надежда Сергеевна. - В день примерно по 20 пар приносят к нам на экспертизу. На втором месте - мебель. Минимум 10 обращений в месяц. Ее доставляют на дом в коробках, а когда распакуют, оказывается, что деталей не хватает... Но чаще всего жалуются на сроки доставки. Но теперь в Закон "О защите прав потребителей" внесены поправки: если в течение 30 дней товар не доставлен, то с 31-го дня можно требовать неустойку с продавца.

Одно время шквал жалоб шел на мобильные телефоны, сейчас поменьше.

В обществе больше 20 экспертов. Они проводят экспертизы купленной мебели, одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей... Проверяют качество ремонта квартир, рассчитывают стоимость ущерба после пожара или залива... До 95 процентов жалоб решается в досудебном порядке. Но и до суда дело доходит.

Советы

Что надо помнить потребителю,

получившему некачественный товар:

сломавшаяся вещь не может находиться в гарантийном ремонте больше 45 дней, уже на 46-й день вы вправе потребовать неустойку:

1 процент от стоимости за каждый просроченный день или вообще отказаться от товара;

предельный срок по совокупности ремонтов в течение года - 30 дней: если свыше, также можно отказаться от товара;

при покупке через Интернет будьте внимательны: курьер, доставивший заказ, обязан предоставить письменную информацию о местонахождении продавца. Не сайт, не телефон, не абонентский ящик, а полный адрес - с улицей и номером дома. В течение недели вы вправе передумать и отказаться от товара. Если в квитанции к товару значится только ИНН (по нему тоже можно найти продавца), то сроки возврата продлеваются до 30 дней;

по поводу некачественных продуктов питания лучше сразу обращаться в Роспотребнадзор. Такие вопросы надо решать в срочном порядке - это лучше сделают те, кто может сразу наложить арест на торговлю опасным или просроченным товаром. По этой же причине общество потребителей не работает с лекарствами, если они, по мнению покупателя, "не действуют". Тут поможет минздрав - проверит и даст свое заключение;

иски до 50 тысяч рублей сейчас рассматриваются мировыми судьями в ускоренном порядке.

Московское общество защиты потребителей:

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 44/1, стр. 3 (вход с Малого Харитоньевского переулка),

тел.: (495) 625-49-59; (495) 623-14-86.

Если цена вопроса не превышает 3 тысячи рублей, консультация бесплатная.

Вопрос можно задать на сайте: www.mozp.org.

Каждую последнюю субботу месяца юристы МОЗП бесплатно проводят устные консультации по Закону "О защите прав потребителей"

с 13.00 до 17.00.

Справки по телефону: (495) 625-49-59.

Департамент потребительского рынка и услуг Москвы

(жалобы по всем вопросам торговли:

тел.: (495) 694-48-52; 781-74-38.

Управление Роспотребнадзора по Москве:

тел.: 687-40-35;

87-40-35.

Экономика Товары и цены Филиалы РГ Столица ЦФО Москва