Бизнес-центры Екатеринбурга перестают пользоваться популярностью: по информации городской администрации, в них пустует от 20 до 50 процентов офисных площадей. Ситуацию можно охарактеризовать одним словом: "перестарались".
- В докризисный период эксперты отмечали, что дефицит качественных офисных помещений в Екатеринбурге составляет около 1,2 миллиона квадратных метров, - сообщил корреспонденту "РГ" советник министра торговли, питания и услуг Свердловской области Александр Засухин. - Эту проблему планировалось разрешить строительством до 2015 года 43 деловых центров общей площадью 2112 тысяч квадратных метров. Кризис внес в программу значительные коррективы: крупные девелоперы уже отодвинули начало мегапроектов на неопределенный срок.
Владельцам тех деловых помещений, которые под сокращение не попали, будет нелегко окупить вложения. Как рассказал Александр Засухин, спрос на офисы в бизнес-центрах снизился почти в четыре раза - по сравнению с первым полугодием прошлого года. Сроки продаж деловых квадратных метров тем временем выросли вдвое: с одного-двух месяцев до четырех-пяти.
На этом фоне ярко прослеживается еще одна тенденция - повышение предпринимательской мобильности. Арендаторы покидают помещения высококлассных бизнес-центров и выбирают варианты попроще. Это офисы класса С (непритязательные комнаты в зданиях еще советской постройки, обычно - бывших общежитиях или корпусах заводов) или аренду первых этажей жилых домов (такие помещения некоторые аналитики причисляют к классу D). Арендаторы переезжают из центра города на окраины, а спрос смещается в сторону помещений малой площади (от 15 до 50 квадратных метров). В дорогих интерьерах VIP-класса остаются редкие устойчивые к кризису компании либо те, для которых переезд равнозначен потере статуса.
Владельцам недвижимости тоже приходится несладко: помимо оттока арендаторов начались задержки с оплатой. В таких условиях приходится снижать расценки, чтобы удержать постояльцев. Как рассказала корреспонденту "РГ" пресс-секретарь заместителя главы Екатеринбурга Илона Стародубцева, практически во всех бизнес-центрах города стоимость аренды снизилась - в среднем от 10 до 25 процентов. Независимые аналитики называют еще более высокие цифры. По информации одной из крупнейших уральских консалтинговых компаний, наиболее существенные скидки в объектах класса А - в среднем 25 - 35 процентов. Офисы класса В подешевели на 20 - 25 процентов, класса С - на 15 - 20. Теперь аренда квадратного метра в бизнес-центре класса А стоит в среднем 1300 - 1850 рублей, класса В - 800 - 1300, а метр в офисе класса С обойдется в 500 - 800 рублей.
Администрации бизнес-центров применяют и другие маркетинговые ходы. Как сообщает Уральская палата недвижимости, это и "арендные каникулы", и пересмотр условий ранее заключенных договоров. Становится популярным индивидуальный подход: ценовая планка колеблется в зависимости от времени, которое компания-арендатор уже провела в бизнес-центре, тяжести положения нанимателя и его репутации.
Для тех арендаторов, чьих скромных бюджетов не хватает даже на офисы класса С, существует ряд альтернатив. Для компаний-новичков, которые действуют на рынке не больше года, подойдет бизнес-инкубатор, где офис в 30 "квадратов" стоит в первый год 12 тысяч рублей в месяц, во второй - 18, а в третий - 24. При этом действует услуга "все включено": нанимателям не надо тратиться на охрану, уборку, аренду мебели, техники, телефонных и компьютерных сетей.
- Недавно у нас заполнились все 17 офисов, хотя многие очень долго пустовали, - отметила директор бизнес-инкубатора Алла Афонасьева.
Фирмы, у которых нет непрерывного потока клиентов, снимают небольшое помещение для регистрации юридического адреса, а сотрудники работают на дому. IT-инфраструктуру для такой дистанционной работы предлагают екатеринбургские фирмы, подсчитавшие, что при этом расходы на содержание офиса сокращаются в четыре раза. Впрочем, вполне достаточно и стандартного набора - интернет-услуг и телефонной связи. Правда, возрастает роль человеческого фактора: не каждый сотрудник сможет полноценно трудиться в халате и тапочках.