Больше всего страдают частные перевозчики в Кургане, где почти 40 процентов пассажиров - льготники, оплату за проезд которых должен компенсировать бюджет. За пять месяцев текущего года транспортные предприятия недополучили 22 миллиона рублей.
- Мы не можем погасить долг перед перевозчиками за 2008 год, потому что это задолженность федерального бюджета, - говорит директор МУ "Транспортное управление Кургана" Сергей Кудров.
В региональном департаменте промышленности, транспорта, связи и энергетики перевозчикам сообщили, что задолженность за федеральных льготников (6,7 миллиона рублей за прошлый год) полностью погашена.
Все дело в том, что федеральный и муниципальный бюджеты по-разному компенсируют льготный проезд. Если Курган установил для "своих" льготников лимит 50 поездок в месяц, то для федеральных, исходя из тех сумм, которые перечисляются, он чуть ли не в 10 раз меньше. Чтобы не накалять социальную обстановку, город взял на себя обязательства платить за всех льготников одинаково - из расчета 50 поездок, но финансами это решение не подкрепил. А тут еще кризис внес свои коррективы - бюджет пришлось секвестировать почти на полмиллиарда рублей.
В областном центре перевозку пассажиров транспортом общего пользования обеспечивает 31 предприятие, на которых работают более 2000 человек. Половина автобусов находится в собственности лизинговых компаний или в залоге у банков. Если предприятия не расплатятся с ними, технику могут забрать за долги, и движение в городе остановится. В свое время именно частные предприниматели спасли ситуацию, когда обанкротился крупный перевозчик и с рейсов было снято большое количество автобусов.
- Мы ежемесячно обращаемся в городскую администрацию с просьбой погасить долги, - говорит руководитель одного из автопредприятий Андрей Неделькин. - В ответ слышим обещания рассчитаться: сначала до 1 июня, потом до 1 июля… На днях на совещании в транспортном управлении от администрации поступило предложение составить график платежей таким образом, чтобы погасить задолженность равными долями до конца года и одновременно выплачивать текущие платежи. В среднем получается около шести-семи миллионов рублей в месяц. А перспектива выплаты долгов 2008 года не рассматривается вообще.
Последним ударом для перевозчиков, по словам генерального директора областного союза автотранспортных предприятий и предприятий дорожного комплекса (НП) "Кургандортранс" Александра Курасова, стало указание финуправления области о резком - до 75 процентов - снижении финансирования выполняемых услуг по муниципальным образованиям. Он утверждает, что большинство пассажирских предприятий из-за этого находятся в предбанкротном состоянии. Они держатся на плаву только за счет того, что не соблюдают трехстороннее соглашение по заработной плате и не обновляют подвижной состав.
- Нужно внести изменения в постановление правительства области и рекомендовать муниципальным образованиям устанавливать льготу исходя из фактического финансирования - 25 процентов, - считает Курасов.
За поддержкой перевозчики обратились к законодателям. На заседании экономического комитета Облдумы, где рассматривалось их обращение, прозвучало еще несколько предложений по спасению общественного транспорта. Например, обратиться в федеральные органы власти с просьбой увеличить финансирование для федеральных льготников. Андрей Неделькин даже предложил властям Кургана воспользоваться резервами городского имущества и продать кое-какие объекты, чтобы не копить долги. Вспомнили еще один очень действенный способ воздействия на должников - подавать на них в суд. Такая система, говорят, безотказно действует в Куртамыше. Тамошний перевозчик только так - через суд - и работает с районной властью.
Юрий Найданов,заместитель директора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области:
- Мы поддерживаем предложение союза автотранспортных предприятий и предприятий дорожного комплекса "Кургандортранс" о том, что необходимо увеличить финансирование из федерального бюджета на компенсацию проезда льготников в общественном транспорте.
Как показывает мониторинг, денег действительно не хватает. Мы и сами не раз обращались с такой просьбой в Министерство транспорта РФ. Возможно, совместными усилиями удастся добиться позитивного результата. Надеемся, часть вопросов снимет закон "Об организации перевозок пассажиров на регулярных маршрутах Курганской области", проект которого на днях будет внесен в областную Думу.