В Западной Сибири сумели остановить рост безработицы

В последнее время сводки из центров занятости юга Тюменской области обнадеживают. Уровень безработицы в начале июня составил 1,13 процента. Официально на учете состоят около 7800 человек, вакансий же вдвое больше.

С января при содействии службы занятости трудоустроено почти 8700 сибиряков. Еще 2800 обучаются новой специальности либо проходят профессиональную переподготовку. 1200 заняты на общественных работах. Создано свыше 3300 временных рабочих мест.

Наш собеседник - Вадим Самсонов, директор центра занятости населения по Тюмени и Тюменскому району. Здесь сосредоточена большая часть трудоспособных жителей региона, поэтому ситуация в этих муниципалитетах в значительной степени отражает положение дел в области.

Российская газета: В центре занятости на удивление мало посетителей. Тогда как в первые месяцы года, случалось, здесь было столпотворение. О чем это свидетельствует? День такой выдался или снизилось напряжение на рынке труда?

Вадим Самсонов: Поток посетителей уменьшился приблизительно в полтора раза по сравнению с мартом-апрелем, когда наблюдался пик обращений. На рынке труда ситуация менее напряженная, факт очевидный. Избавиться от очередей и нер­вотрепки нам позволила и универсализация системы приема граждан (сейчас они могут проконсультироваться практически в любом кабинете), и использование телекоммуникаций.

В нашем центре, во-первых, появились электронные информационные киоски, по принципу работы напоминающие платежные терминалы. Буквально за секунды можно узнать об интересующих вас вакансиях, временных рабочих местах, оплачиваемых за счет бюджета, получить номера контактных телефонов. Во-вторых, установили с десяток компьютеров с бесплатным выходом на сайты по занятости. Прежде всего, на портал "Работа в России" (www.trudvsem.ru), где содержатся оперативные сведения о вакансиях в каждом регионе. Нет домашнего компьютера - люди идут к нам.

Но у большинства они есть: сегодня среди ищущих работу преобладают дипломированные специалисты - с Интернетом они давно дружат. И это первый "консультант", к которому стоит обратиться в сложной ситуации. Допустим, не устраивает человека зарплата, не терпится ему уволиться, найти более оплачиваемое место по своей специальности. Пусть прежде зайдет на сайт и трезво оценит личный потенциал, исходя из имеющихся предложений.

РГ: Логично. Вадим Михайлович, можно ли быть уверенным, что на сайте выложена исчерпывающая и свежая информация?

Самсонов: Ручаюсь. Обновляется она как минимум раз в неделю. Давайте заглянем на сайт. Смотрите, требуется генеральный директор. Солидное производство, очень серьезные требования к кандидатам. Месячное вознаграждение - 600 тысяч
рублей. Вот руководитель промышленного подразделения с окладом в 200 тысяч.

Вообще, потребность в хороших менеджерах высшего и среднего звена еще ощущается. Напротив, в конторских служащих сегодня не очень-то нуждаются. По-прежнему не хватает грузчиков, дворников, строителей, работников коммунальных служб. Далеко не все ставки педагогов закрыты. Велик дефицит медицинских работников. В Тюмени одних медсестер требуется порядка 60. Много предложений по рабочим профессиям. Но, сами понимаете, выбор уже не тот. В благополучные времена в Тюмени и одноименном районе было 25 000 вакансий, нынче - 11,5 тысячи.

РГ: Официально на каждого безработного приходится две вакансии. Может, безработица вот-вот сама собой рассосется?

Самсонов: Вы сами чем еще способны заняться, если лишитесь работы и не найдете другой по своему профилю? В станочники, сварщики, доктора, автоинспекторы не сгодитесь, поскольку не умеете этого делать. Отправить на переобучение за счет казны - пожалуйста. Но... Способны ли, например, освоить техническую профессию, и нет ли на то противопоказаний по возрасту, состоянию здоровья? Наверное, разумнее заняться делом, которым не сложно овладеть, близким к базовому образованию и трудовым навыкам. Словом, механически закрыть все вакансии за счет высвободившихся рабочих рук не получится.

При этом идея дополнительного профессионального обучения востребована, она помогла сотням тюменцев обрести постоянную работу. Количество направленных на учебу в текущем году уже на треть превысило число тех, кто "сел за парту" за весь прошлый год. Естественно, государство финансирует эту программу не из альтруистических, а из прагматических побуждений. Предлагается освоить именно востребованные на рынке труда профессии.

Если же человеку, который после курсов самостоятельно пытается устроиться, отказывают, пусть обращается к нам. Постараемся найти место, договориться с работодателем. Однако, если претендент дважды не соглашается на предложение работодателя, он, согласно закону, теряет статус безработного.

РГ: Другой выход - пойти на общественные работы. Но много ли желающих за минимальную зарплату мести дворы?

Самсонов: В Тюмени около ста человек заняты на таких работах. Всего-навсего. О чем это говорит? О том, что здесь сохранился рынок труда, пусть он и скукожился. Город не впервые избегает сильных кризисных потрясений благодаря много­укладной структуре экономики. У нас нет моногородов, как на Урале. Иная ситуация в ряде населенных пунктов Тюменского района. Там, где нет разно­образного промышленного производства и развитой сферы услуг, зачастую выручают именно общественные работы.

Я назову другую цифру: приблизительно 1700 человек занято на временных работах. Эти люди остаются в штате тюменских предприятий, но работают не на привычных местах, а заняты подсобными операциями, благоустройством территорий.

РГ: Организация временных работ - это не способ скрыть масштабы реальной безработицы?

Самсонов: Это способ сохранить кадровый потенциал предприятий. Кризис не вечен. Директора не хотят в обозримом будущем вновь столкнуться с проблемой поиска квалифицированных работников. А государство идет им навстречу. Согласно заверенным спискам, из бюджета на счет предприятия перечисляется на каждого человека сумма, позволяющая за вычетом налогов выплачивать "минималку". Свыше закон не позволяет. Центры занятости регулярно проверяют соответствие сведений работодателей фактическому положению дел. Ну а сколько доплачивать работнику, решать самому руководителю. Мы на него воздействовать не вправе.

РГ: Близятся выпуски в вузах и колледжах. Многим молодым специалистам, если не большинству, найти работу сразу не удастся. Как им быть?

Самсонов: Да, тема горячая - почти каждый день ее обсуждаем на оперативных совещаниях. Стремимся заблаговременно договориться с работодателями о стажировке. Нуждаются в ней, по предварительному прогнозу, около 500 молодых людей. Для каждого третьего место уже найдено. Стажировка оплачивается из бюджета на тех же условиях, что и временные, общественные работы. Сумеет предприятие дополнительно поощрить начинающих - замечательно.