18.06.2009 02:00
    Поделиться

    В доме Героя России, погибшего под Цхинвалом, 2 комнаты на 12 человек

    В доме Героя России, погибшего под Цхинвалом, 2 комнаты на 12 человек. И одна стена вываливается

    Денису Витальевичу Неффу исполнилось четыре месяца. Он голубоглаз и серьезен, и как две капли воды похож на папу - вернее, на его младенческую фотографию.

    Денис любит разглядывать два ярких портрета, где папа уже взрослый и в военной форме. А когда Денис подрастет, ему дадут подержать "Золотую Звезду" Героя России - это награда его отца Виталия Неффа, погибшего в Цхинвале за полгода до рождения сына.

    "Я вас всех очень люблю"

    Виталий Нефф с 2004-го служил по контракту в Чечне - сам выбрал место службы, хотя мог бы поехать в Казахстан. "Как отпустили-то, - спрашиваю у матери. - Служил бы, где потише". "А вы не задумывались, что следующая "горячая точка" может оказаться где угодно?" - отвечает Елена Нефф. Когда все началось, 08.08.08, маме и сестрам Виталий говорил - у нас учения. "Кавказ-2008". Но все уже понимали, что это за учения. 10 августа 24-летний младший лейтенант, командовавший танковым взводом, попал в самое пекло: их полк вошел в Цхинвал. Экипаж Виталия Неффа повоевать успел: уничтожил вражеский танк, обезвредил минометный расчет. Потом их танк подбили из гранатометов. Командир, уводя экипаж из горящей машины, сам был тяжело ранен. Но вернулся, чтобы помочь раненому товарищу, - тот не мог сам выбраться из полыхающего танка. Виталий вытащил парня, но через несколько секунд они оба были убиты осколками очередного снаряда.

    10 августа - день рождения мамы Виталия, Елены Нефф. В тот день, за тысячи километров от Цхинвала, семья ждала звонка от старшего сына, но он смог отправить только несколько SMS-сообщений. В последнем написал: "Я вас всех очень люблю". Всех - это родителей, четырех сестер, пятерых братьев и невесту-жену Ирину с еще не рожденным сыном. Сейчас они по-прежнему живут в небольшом селе Бакмасиха, откуда Виталий последний раз уехал в часть 15 июня прошлого года.

    Все в одной папочке

    "Подскажите, где дом Неффов?" - спрашиваем в Бакмасихе. "Так тут их полдеревни, вам какие нужны?" - женщина строга к чужакам. "Тех, у кого мальчик на войне погиб". - "А!" - мгновенно светлеет она лицом. Добрая память односельчан о Виталике - такая явная и неуловимая одновременно. Больше никаких свидетельств о его подвиге в Бакмасихе нет. Разве что на школу обещали повесить мемориальную доску - может, к годовщине войны и соберутся. Вообще, память о нем почти не имеет "вещного" выражения, как-то не материализуется - даже писем в семье не осталось. "Наизобретали этих телефонов, один вред от них, - говорит мать. - Поговорил и забыл, а письма хоть почитать можно"... Елена Нефф как раз из тех матерей, которые сохраняют каждую детскую мелочь: вместе со Звездой Героя старшего сына бережно кладет грамоту за лучший рисунок младшего, 11-летнего Алеши. Рисунок, кстати, на тему "Годы, опаленные войной". "Мама у нас как клушка", - шутят дети. "Все вы у меня в одной папочке", - отвечает.

    Зато живая память о Виталике - тут как тут. Дениса семья с рук не спускает. О том, что у них будет ребенок, Ирина сказала Виталию по телефону - он уже был в части. "Обрадовался", - говорит Ира. Она скупа на слова. Можно понять - сколько у них жизни было-то с этим голубоглазым парнем, счет на часы, на минуты даже. Скажешь слово - и как потеряешь что-то. Познакомились они в 2005-м, Виталий уже служил. Переписка, звонки, его короткие отпуска дома. Все. "Давайте вас хоть женихом и невестой объявим, что ли?" - предложила мама Лена прошлым летом. Тут же, на веранде, их и помолвили. Родным Виталия Ирина о беременности не говорила долго. Невеста - все ж не жена. "Эх ты, темнилово!" - укоряет Елена Нефф. Она называет 22-летнюю Иру пятой дочкой и редко отпускает от себя. В ноябре, когда матери вручали Звезду Героя, она так и ходила по Дому офицеров, держась не за мужа, а за беременную Иру.

    Просить - неловко

    Настя Нефф заканчивает 10-й класс. "Что будешь делать после школы?" - "Как что - после школы армия!" Все старшие сыновья Неффов служат, а отец Виталий Нефф, бывший военнослужащий внутренних войск, сейчас состоит в казачьей дружине. 22-летний сын Степан - пограничник на Дальнем Востоке, тоже контрактник. Под Новосибирском будет служить третий сын, Василий: мы застали семью в приготовлениях к его свадьбе, жених вовсю котлеты стряпал, - по-моему, человек на сто. (Правда, это не для свадьбы, это обычный ужин для семьи - народу-то много, да уже и гости съезжались.) "Наполовину армия для нас традиция, наполовину необходимость - здесь, в деревне, просто делать нечего", - говорят в семье. В местном совхозе работникам платят меньше двух тысяч рублей в месяц.

    Еще две сестры Героя России, Катя и Надя, - в медучилище. "Дай Бог, - говорит мать. - Вроде неплохо учатся". Училище - пока самая высокая ступенька образования для Неффов. Хотя мечтают об институтах. Но какие мечты, когда нет денег: один из сыновей даже техникум не смог закончить, потому что за последний экзамен буквально в открытую потребовали заплатить. Не заплатишь - не сдашь. Нефф повернулся и ушел. В армию.

    - Ну ведь должны же быть льготы на учебу для многодетных?

    - Да вы спросите, что мы имеем как многодетные, - машет рукой Елена. - 70 процентов льготы за свет, 70 - за газ. Все!

    Их домик в Бакмасихе (родина Виталия Неффа, вот почему здесь полдеревни носит такую фамилию) очень маленький. Сюда семья переехала из Якутска 16 лет назад. На 12 человек - две комнаты. "Но ведь если одну перегородить шифоньером, будет три!" - говорит Елена. В одной, крошечной, - мама с папой. В другой, перегороженной, - дети. Зимой в доме холодно. У него вываливается одна стена. Проблемы с электропроводкой - на Рождество остались без света. "Зато при свечах!" - оптимизм Елены непобедим. Только после гибели Виталия семье, вырастившей Героя России, принялись помогать. Елене вручили областную награду "За материнскую доблесть" - раньше она в списках награжденных не значилась. И даже пообещали построить новый дом. Небыстро, правда.

    Пока Неффы любуются на рекламный проспект с его изображением - муниципальный конкурс на строительство дома для семьи только объявлен. Хотя даже в разрушенном Цхинвале вроде как уже отстраиваются. Газету с объявлением о конкурсе на строительство семья бережно хранит - новости о себе они узнают из местной прессы. "Самим спрашивать - неловко как-то", - вот и весь разговор. Зато рядом с будущим домом они уже посадили свой маленький садик: клубнику, смородину, вишню. Это - на долгие годы. Из Бакмасихи, где могила старшего сына, семья никуда не тронется.

    P. S.

    Буквально на днях Денис был признан сыном Героя России официально - для установления отцовства понадобилась долгая судебная процедура, которую семье пришлось пройти, стиснув зубы. Это, пожалуй, первый и последний опыт хождения Неффов "по инстанциям" - они никогда ни у кого и ничего не просили. И не собираются впредь.

    Поделиться