Одно неловкое движение может внести серьезные коррективы в международную политику. Вчера в правдивости этого утверждения на личном примере убедилась госсекретарь США Хиллари Клинтон. Из-за одного неуверенного шага она не только не смогла попасть в Белый дом, но и была отправлена домой дожидаться операции.
День для Клинтон складывался вполне обыденно. Выступление перед индийскими бизнесменами на конференции "США-Индия 3.0", переговоры с главой внешнеполитического ведомства Израиля Авигдором Либерманом у себя в офисе, поездка в Белый дом. Ничто не предвещало чрезвычайных происшествий. Но беда подкралась незаметно. Причем в самом охраняемом в США месте.
Лимузин госсекретаря, как обычно, с большим количеством мигалок и сирен въехал на территорию Белого дома. Клинтон торопилась к президенту. Что именно заставило ее ускорить шаг, госдепартамент не сообщил. Не исключено, что Барак Обама ждал ее, чтобы узнать, о чем она говорила со своим израильским коллегой. Ведь не секрет, что в последнее время отношения между США и Израилем складываются далеко не лучшим образом. Впрочем, будет неправдой сказать, что после встречи с Либерманом Клинтон везла в Белый дом хорошие новости.
На пресс-конференции по итогам их переговоров стало известно, что США и Израилю так и не удалось сблизить позиции по вопросу о еврейских поселениях на палестинских территориях. Администрация Обамы рассчитывает, что израильское руководство примет решение о сворачивании строительства. Однако несколько дней назад из Тель-Авива пришел однозначный жесткий ответ. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что не собирается приостанавливать "естественное расширение" поселений.
А может, Обама и Клинтон хотели еще раз обсудить, как в итоге все же стоит реагировать на происходящее в Иране. Все последние дни, пока в Тегеране шли акции протеста, Белый дом занимал действительно крайне сдержанную, нейтральную позицию. Обама не стал открыто поддерживать митингующих, но заявил, что обеспокоен ситуацией, а в госдепе подчеркнули, что необходимо уважать выбор избирателей.
Однако в среду Тегеран назвал даже такие крайне осторожные формулировки "вмешательством Вашингтона во внутренние иранские дела". Причем устным протестом дело не ограничилось. В качестве представителя США в Иране был вызван посол Швейцарии, которому вручили официальную ноту протеста.
После встречи с Либерманом в беседе с журналистами Клинтон, конечно же, отвергла все обвинения Ирана: "Каким образом необходимо урегулировать ситуацию вокруг протестов внутри страны по поводу исхода недавних выборов, предстоит определить самим иранцам". И добавила, что правительство США намерено "добиваться взаимодействия с Ираном" и не собирается отказываться от лишь недавно объявленной готовности к прямому диалогу с Тегераном. А несколькими часами ранее по этому же поводу госдепартамент США выступил со специальным заявлением. "Мы не включаемся в споры иранцев касательно выборов и событий, за ними последовавших. Это не касается Соединенных Штатов", - сообщил заместитель официального представителя госдепартамента Филип Кроули. Тем не менее очевидно, что протестную ноту Ирана Обама и Клинтон просто не могли не обсудить.
Но госсекретарь, какой бы ни была цель ее приезда в Белый дом, так и не смогла дойти до входа. Она поскользнулась и упала. Падение оказалось не просто болезненным. Клинтон упала на правый локоть. Ей помогли встать, но продолжить свой путь к намеченной цели госсекретарь так и не смогла. Боль усиливалась, и ее увезли.
Через несколько минут по рации в находящейся неподалеку от Белого дома больнице Университета Джорджа Вашингтона пришла информация, что к ним едет очень высокопоставленный пациент. Клинтон осмотрели, сделали рентген и сообщили пренеприятнейшее известие: правая рука сломана в локтевом суставе.
На работу вчера она так и не вернулась. Госсекретаря врачи отправили домой. Причем, как сообщили в госдепе, через несколько дней (скорее всего, на следующей неделе) Клинтон ждет операция на локте. Тем временем ее помощникам пришлось в экстренном порядке перекраивать рабочий график госсекретаря США. Тут же были отменены все ее встречи на четверг.
В госдепе, правда, добавили, что Хиллари Клинтон "с нетерпением ждет, когда сможет вернуться к работе". Однако когда именно она сможет это сделать, никто пока не знает. Видимо, многое будет зависеть от того, на какой именно день госсекретарю назначат операцию.
Между тем
Не известно, сможет ли теперь Клинтон на следующей неделе отправиться в Италию, где она должна принять участие не только во встрече глав внешнеполитических ведомств стран "большой восьмерки", но и в Совете Россия - НАТО. Где у нее было бы много возможностей обсудить различные вопросы с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Но сломанный локоть, возможно, внесет серьезные коррективы в планы госсекретаря США на следующую неделю.