19.06.2009 06:00
    Поделиться

    Кирилл Разлогов: ММКФ перегружен мрачными фильмами

    Сегодня открывается 31-й Московский международный кинофестиваль, отмечающий полувековой юбилей. Его первым "золотым" лауреатом стал фильм Сергея Бондарчука "Судьба человека".

    С той поры он претерпел множество изменений, из двухлетнего стал ежегодным, отказался от конкурсов документальных и детских фильмов, менялись его команды. Наш собеседник Кирилл Разлогов приходил на пост директора программ, потом его покидал, теперь он возвращается вновь. И с ним возвращаются некоторые отринутые было принципы отбора фильмов.

    Российская газета: Года два назад ММКФ объявил об отказе от амбициозной практики брать в конкурс только премьеры. Он объяснял свое решение тем, что этот принцип снижает уровень конкурса. Теперь фестиваль снова претендует на "право первой ночи" - это удачное стечение обстоятельств или ваша инициатива?

    Кирилл Разлогов: Это моя инициатива. Есть в мире авторитетные фестивали - например, в Белграде или в Петербурге, - которые гордятся тем, что показывают все лучшее, уже премированное на других киносмотрах. Но ММКФ оказался единственным из 13 фестивалей класса А (если пользоваться отмененной классификацией), где не соблюдался принцип премьерности. Сейчас конкуренция между фестивалями обостряется, и иначе никак не узнаешь подлинный вес твоего фестиваля в международном контексте. Даже если ты проигрываешь фестивалям, у которых должен бы выигрывать, и продюсеры охотнее дают свои премьеры им, а не тебе, - это полезное знание. А так как ММКФ уже не стремился показывать только премьеры, мы стали проигрывать фестивалям и менее крупным.

    РГ: Вы вернулись к этому принципу в трудный для кино год экономического и творческого кризиса. Даже Берлинский и Каннский фестивали сдали позиции: их программы были слабее обычного.

    Разлогов: Все 16 фильмов главного конкурса и 14 фильмов конкурса "Перспективы" - мировые или международные премьеры. Главной проблемой для ММКФ остается Венецианский фестиваль. Его ждут картин 700-800, а попадут в его программы 150. И картины, которые ждут, но не попадут, для нас потеряны. А к разговорам о том, что стало хуже, я отношусь спокойно. Если хуже, то потому, что мы стали старше, восприятие "замыливается", на нас труднее произвести впечатление. Когда я был 16-летний киноман, я по ночам видел фильмы, которые мечтал посмотреть. Сейчас меня может впечатлить только что-то из ряда вон выходящее. К чему и стремился нынешний Канн - пробить нервную систему намертво, не всегда удачно.

    РГ: Из ваших слов следует, что Канн ориентировался на людей с "замыленным" восприятием. Но приходят новые 16-летние, как быть с ними? Зачем лишать их возможности пройти тот же путь?

    Разлогов: Обычные зрители имеют дело с мейнстримом, видео, Интернетом, у них свои источники впечатлений. А киноманы или будущие критики, для которых кино - сфера личных интересов, ищут что-то непохожее на то, что идет на экранах кинотеатров, неожиданное. То, что дал Канн, - это как раз ожидаемые шоки. И против них у будущих профессионалов есть своя защитная реакция. Они отнюдь не единодушно станут поддерживать Гаспара Ноэ или Ларса фон Триера с его "Антихристом". Что касается уровня мирового кино, то я не заметил его снижения ни в Венеции, ни в Канне, к которому все крупные режиссеры пришли с готовыми фильмами, так что многим бесспорным гениям пришлось подвинуться. Для фестиваля это плохо: он так переполнил программу фильмами мастеров, что не осталось места для дебютов. В этом плане Москве удобнее: к нам скорее пойдут дебюты. И я горжусь, что многие ныне признанные режиссеры получили боевое крещение в Москве; как бы щедро они потом ни награждались на мировых фестивалях, они всегда будут помнить, где их ждал первый успех.

    РГ: Такие открытия в этом году будут?

    Разлогов: По моим ощущениям - да. Например, грузинская картина Mediator ("Посредник") Дито Цинцадзе - режиссера, впрочем, уже известного. Вообще, Грузия занимает на фестивале заметное место: будет программа грузинского кино советского периода, посвященная столетию Серго Закариадзе, и несколько фильмов в других секциях. Есть интересная израильская картина "Моки в огне" выходцев из России Лены и Славы Чаплиных. Для израильского контекста это фильм шоковый: он остро трактует религиозные проблемы. Особое внимание болгарскому кино: идет Год Болгарии в России. В конкурсе - фильм "Раки" Ивана Черкелова. Он напоминает нашу "черную серию", но с оттенком иронии и стеба, что приятно: когда речь идет о вещах мрачных, эстетическая дистанция помогает. Интересна корейская лента "Сегодня и всегда" режиссера Ви-Ан Цой - экспериментальная и шоковая.

    РГ: Говоря о программе "Перспективы", вы признались, что у отборщиков "дрожали коленки", - отчего?

    Разлогов: Были картины, которые не укладываются в традиционное представление о том, что должно быть показано в конкурсе. Например, "Дама с собачкой" Юлия Колтуна - немецкая экранизация Чехова: прочитанный на русском языке рассказ иллюстрируется осовремененными фотографиями. "Первый отряд" Йошихару Ашино - японское анимэ, в стилистике которого решен нормальный советский фильм из времен Второй мировой войны, причем события комментируют якобы специалисты по этому периоду. То есть - смесь анимационного и игрового кино с псевдохроникой. Я решил взять эти картины, когда на фестивале в Стамбуле увидел "мокьюментари" (псевдодокументальный фильм) "Полет на Луну" - о том, как в одной турецкой деревне запустили в космос минарет. Решено как хроникальный фотофильм с удивительно смешными псевдонаучными комментариями. В этих картинах можно увидеть зародыш новых тенденций в кино - в связи с мультипликацией, с ТВ, с документалистикой и "мокументальным кино" (яркий пример - наши "Первые на Луне" Алексея Федорченко). Вовремя уловить новую тенденцию - одна из задач фестивалей.

    РГ: Каннский фестиваль удивил обилием депрессивных фильмов. Каким будет ММКФ?

    Разлогов: Мы сопротивлялись этому, но потерпели поражение. Программа вышла мрачной, и тяжесть пессимизма ощущается, хоть и в меньшей степени, чем в Канне. Поэтому мы так обрадовались швейцарской картине "С Новым годом!" Кристофера Шауба: психологическая драма с элементами комедии и с оптимистичным финалом. Это все важно: у меня был неприятный эпизод с жюри, когда в разгар конкурса оно взбунтовалось: фильмы плохие! А они были не плохие, а мрачные. Жюри "перегревать" тоже нельзя. Хотя известный перегруз будет.

    РГ: Он связан с объективной ситуацией в кино?

    Разлогов: Да, произведения, интересные с эстетической точки зрения (или с нашей перевернутой точки зрения), - преимущественно депрессивные. Есть качественные фильмы "массовой культуры", но их не принято брать в конкурс. Хотя во внеконкурсных программах они будут.

    РГ: При своем рождении фестивали не проводили столь жесткую демаркационную линию между кино качественным и массовым. На ММКФ 1963 года прекрасно уживались "Восемь с половиной" Феллини и "В джазе только девушки" Уайлдера. Мне кажется, сегодня размежевание между кино "фестивальным" и "зрительским" достигло опасного предела.

    Разлогов: Фильмы, которые и так смотрят, не нуждаются в фестивальной поддержке. Ситуация в прокате изменилась: он так сконцентрирован вокруг полусотни популярных картин, что остальные тысячи производимых фильмов показывать негде. Они и распространяются по фестивалям. При этом каждый фестиваль стремится заполучить большую голливудскую картину для спецпоказа. В прошлом году на ММКФ была мировая премьера "Хэнкока", в этом году - "Джонни Д" Майкла Манна.

    РГ: Расскажите о других программах фестиваля.

    Разлогов: Моя концепция состояла в том, чтобы предельно структурировать внеконкурсный показ. По-прежнему будут "Московская эйфория" Андрея Плахова и "8 с половиной фильмов" Петра Шепотинника. Будет и "Азиатский экстрим", хотя он не добавит фестивалю оптимизма. Есть спорные вещи в программе "Русский след". Например, фильм чеха Владимира Дрхи "Клубника из Англии", где действие происходит во время вторжения советских танков в Прагу в 1968 году. Будет программа к 70-летию начала Второй мировой войны, где мы хотели показать события с разных точек зрения их участников. Среди комедий я хочу обратить внимание на гала-премьеру фильма "Клиентка французского жиголо" Жозиан Баласко - яркой комедийной актрисы и режиссера. Будет премьера байопика "Кадиллак рекордс" Дарнелла Мартина, на которую приедет исполнитель главной роли Адриен Броди. Ну а главное событие "Гала-премьер" - показ гран-призера Канна "Белой ленты" Михаэля Ханеке.

    РГ: И напоследок о русском участии в ММКФ.

    Разлогов: Оно обширно. Исторический фильм "Кромовъ" Андрея Разенкова представлен в "Гала-премьерах", "Событие" Андрея Эшпая по Набокову - в "Перспективах", "Царь" Павла Лунгина - на открытии фестиваля, и три фильма в главном конкурсе: "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Палата N 6" Карена Шахназарова и "Чудо" Александра Прошкина.

    РГ: Сформировалась ли наконец концепция Московского фестиваля?

    Разлогов: Не могу этого сказать: колебания продолжаются, о чем свидетельствует и предложение мне вернуться на пост директора программ. Но главное: фестиваль по-прежнему делается в нечеловеческих условиях, когда нет постоянства и круглогодичной работы. Вот мы фестиваль закончим - и будем ждать нового тендера, когда получим право снова им заниматься, вести его сайт, отбирать фильмы. Большую часть года мы - самозванцы и становимся легитимны только в последние четыре месяца. Такого нет ни на одном фестивале мира! Поэтому и стабильной концепции, имеющей перспективы развития на несколько лет вперед, нет и быть пока не может.

    Поделиться