Формирование Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана вышло на финишную прямую, а присоединение к ВТО становится для него приоритетной задачей. Эту стратегическую линию озвучила вчера российским бизнесменам министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
После встречи с премьером Владимиром Путиным она пришла в Российский союз промышленников и предпринимателей, чтобы ответить на вопросы бизнеса. Но сначала министр объяснила, как в идеале должны сочетаться эти два процесса. "Россия не хотела бы потерять тех договоренностей, которые достигла за 16 лет в переговорах по вступлению в ВТО. И распространить их на Таможенный союз", - подчеркнула Набиуллина.
По словам министра, на этой неделе в Женеве завершатся неформальные встречи команды переговорщиков трех стран с представителями стран - участниц ВТО и после этого будут сформулированы конкретные предложения, каким образом конвертировать потенциал предыдущих договоренностей в новые реалии. Кстати, по подсчетам российских переговорщиков, Россия прошла 95 процентов пути к вступлению в ВТО, Казахстан - около 70, а Белоруссия - примерно половину. Тем не менее, по мнению Набиуллиной, страны - участницы ВТО проявят добрую волю и примут позицию Таможенного союза: не прерывать переговорный процесс. Аргументов два.
Во-первых, Таможенный союз строится по нормам, правилам и законам ВТО, подчеркнула министр. Во-вторых, страны - члены ВТО только выиграют от того, что сразу получат рынок трех стран в 170 млн потребителей.
Между тем бизнес заранее приготовил Эльвире Набиуллиной вопросы относительно вступления в ВТО. Однако, как оказалось, на многие из этих вопросов ответов пока нет, и они могут быть получены исключительно в процессе переговоров. В частности, пока неясно, когда можно будет подавать официальную заявку на вступление в эту организацию Таможенным союзом - 1 января 2010 года, когда он начнет работать, а в качестве наднационального органа будет функционировать комиссия Таможенного союза, либо в середине 2011 года, когда будет создан официальный наднациональный орган. "Возникает вопрос: что делать в паузе?" - заметил глава РСПП Александр Шохин.
Кроме того, соглашение о стратегическом партнерстве с Евросоюзом предполагает членство России в ВТО, без этого оно не может быть разработано. Возникает еще один вопрос: что будет с соглашением, и появится ли оно вообще после присоединения Таможенного союза к ВТО? Волнуют бизнес и неравные экономические системы членов Таможенного союза. "Не секрет, что в Белоруссии административных элементов больше и, следовательно, требования к ее экономической системе будут жестче, что может вылиться в дискриминационный протокол о присоединении. И это может усложнить переговоры с ВТО. С другой стороны, казахский таможенный тариф более либерален, чем российский. Здесь тоже возникает много вопросов", - подлил масла в огонь Александр Шохин. Впрочем, эти и многие другие детальные вопросы министр и предприниматели обсуждали за закрытыми дверями. Тем не менее в итоге Александр Шохин заявил журналистам, что бизнес получил от министра "внятный и четкий ответ". В частности, о том, что Таможенный союз - это всерьез и надолго. Поэтому, по словам Шохина, бизнес будет активно участвовать в окончательном согласовании единого таможенного тарифа, Таможенного кодекса. В заключение Шохин отметил, что создание Таможенного союза в последние годы стало явно опережать процесс присоединения России к ВТО, который часто пробуксовывал. Но то, что сейчас эти два направления планируется вести одновременно, вносит еще большую определенность в планы бизнеса.