Жители райцентра Верховье воспользовались своим правом поменять власть

В райцентр Верховье - это в 120 километрах от Орла - я приехал как раз в тот день, когда здесь должен был пройти народный референдум по вопросу "оказания недоверия главе поселковой администрации Виктору Петрашову".

Но... Внезапно на "больничный" ушла председатель территориального избиркома, которая по закону должна была референдум проводить. Поселок опять погрузился в ожидание - на сей раз выздоровления председателя ТИК. Если эта инстанция официально откажет в проведении референдума, его назначит суд. Таковы конечные этапы сложной процедуры импичмента. Отмечу - "старой" процедуры. Верховцы не решились воспользоваться изменениями закона о местном самоуправлении, упростившими схему увольнения мэров.

- Первые сходы граждан мы провели еще осенью прошлого года, и с тех пор прошли все инстанции, - поясняет председатель комитета по отзыву с должности главы администрации поселка, депутат облсовета Валерий Воробьев. - Жаль останавливаться, когда дело почти завершено. К тому же у нас есть сомнения по поводу нового закона. Юристы не смогли нам объяснить, распространяется ли его действие на того, кто был избран до его вступления в силу. Вот если у нас ничего не получится, тогда начнем детально изучать новый закон.

Опальный мэр Виктор Петрашов взял отпуск и отбыл в санаторий, пообещав вернуться не раньше июля. К тому времени он может и мэром уже не будет. Вообще ситуация в Верховье нова для Орловщины. Никогда прежде жители не отстраняли глав администраций от должности. А тут проявили небывалую активность. По уставу поселка для начала процедуры требовалось собрать не менее 10 процентов подписей избирателей. Инициативная группа, основу которой составили пенсионеры, за два дня собрала 767 подписей - около 15 процентов избирателей.

- Собрали бы и больше, но и этого хватило, - рассказывает член инициативной группы, пенсионерка Нина Самсонова. - Никто не отказался подписаться. У всех наболело.

Горячей воды в поселке не бывает месяцами. В этом году ее включили лишь 8 Марта - сделали подарок женщинам. Все бы ничего, стерпели бы, но два года не работала муниципальная баня. Глава объяснял это нерентабельностью и неопределенностью с собственником. Заработала баня лишь месяц назад.

...Еще 20 лет назад поселок процветал. Местный молочно-консервный комбинат снабжал сгущенкой всю страну. Сегодня это последнее из семи градообразующих предприятий, которое продолжает работать. Все остальное ветшает, в том числе теплотрассы - главная боль верховцев. На их замену требуется около 5 миллионов рублей. Котельные работоспособны, но их закрывают. Жителей ставят перед фактом - котельная больше не будет работать ввиду износа теплотрасс, поэтому устанавливайте в квартирах газовые котлы.

- Людям говорят: "скидывайтесь" и отдавайте деньги в такую-то фирму, и она все сделает, - рассказывает местный житель Николай Климачев. - Переоборудование однокомнатной квартиры обходится в 75-80 тысяч рублей. У кого есть деньги, устанавливают котлы. Остальные отапливают дома "буржуйками" или на зиму уходят жить к родственникам.

Средняя зарплата в Верховье - чуть выше 7 тысяч рублей. Но люди готовы платить. Они предлагали администрации собрать по 20 тысяч рублей с каждой квартиры и заменить изношенную теплотрассу. Ведь это дешевле и безопаснее, чем переходить на индивидуальное отопление. Чиновники заявили, что принимать деньги от населения напрямую бюджет не имеет права. Между тем в поселке завертелась чехарда с тарифами на теплоснабжение. Уже три года администрация не может согласовать их с депутатами. Сейчас цены на тепло в Верховье в несколько раз выше, чем в Орле.

Тем временем у обслуживающей организации с согласия Петрашова произошло "раздвоение личности". Наряду с муниципальным МУП "Теплосервис" появилось коммерческое ООО. МУП отдал ему часть "рынка услуг" и свой штат. Удивительно, но ООО работает с прибылью, а МУП - с убытком, хотя трудятся там одни и те же люди. А в сентябре прошлого года Петрашов лично, без согласования со службой по тарифам и депутатами взвинтил цены на тепло.

- Проверка показала, что изданное постановление противоречит законодательству и подлежит отмене, - пояснил старший помощник прокурора Верховского района Сергей Брылев. - В адрес главы администрации поселка был принесен протест, но он требования прокурора не выполнил и постановление не отменил.

Незаконный документ, грозивший оставить верховцев "без штанов", отменил суд. После этого народ и направил ходоков к депутату облсовета Валерию Воробьеву. Так в Верховье сложилась революционная ситуация.

Впрочем, без участия депутатского корпуса импичмент был бы невозможен. Поселковый совет дважды рассматривал щекотливый вопрос. Почти все депутаты - руководители местных предприятий. С Петрашовым их связывают давние отношения. Осенью против него никто не пошел, но в апреле депутаты мнение свое изменили.

В случае провала инициативы комитета по отзыву, они готовы использовать новый закон и объявить главе импичмент. Впрочем, у Петрашова есть и сторонники. Например, его заместитель Галина Николаева.

- Я работаю с Виктором Семеновичем с 1992 года и знаю, что это честный, порядочный и очень грамотный человек. Кто бы ни пришел на его место, лучше не будет, - рассказала она.

Увы, вздохи зама никак не вяжутся с отсутствием в поселке уличного освещения, бездорожьем, многолетними очередями в детские сады и мусором, в котором безнадежно погряз весь поселок. Несколько лет назад, по заверениям старожилов, ситуация была иной. Люди двумя руками голосовали за Петрашова, видя, что каждое утро он лично объезжает поселок. Что же изменилось? Жители считают, что глава перестал выходить из кабинета в силу предпенсионного возраста. Попросту, устал. И просят его уступить место молодому.

- Депутаты не просто так проголосовали за проведение референдума о недоверии главе поселка, - говорит Валерий Воробьев. - Механизм создания чиновника должен соответствовать механизму его отзыва. В свое время народ доверил Петрашову власть. Если не справился, народ имеет право согласно Конституции РФ, областному закону о референдуме и уставу Верховья исправить свою ошибку. Мы надеемся, что так оно и будет.