Планируемое увеличение грузовых железнодорожных тарифов на 5,7 процента на второе полугодие 2009 года утверждено правлением Федеральной службы по тарифам.
Соответствующий документ сегодня печатает "Российская газета".
Конечно, чтобы покрыть убытки железной дороги, этого недостаточно, считают эксперты. Однако более высокое повышение может дать новый толчок инфляции и подорожанию товаров. Поэтому правительство не пошло на предложение железнодорожников поднять тарифы еще на 7,6 процента, а остановилось на запланированных 5,7 процента. Как уточнили в пресс-службе ФСТ, уже с 1 июля новый тариф вступит в силу для всех грузовых перевозок. Исключение составит транзит через Россию и военные грузы. Первая индексация расценок на грузовые перевозки была проведена в начале года на 5 процентов. Если посчитать средний рост тарифов по году, то он составит всего 8 процентов. А прогноз инфляции, напомним, 13 процентов.
Для того чтобы сгладить экономические потери РЖД, государство, как главный акционер компании, намерено выделить субсидии для поддержания инфраструктуры дорог в рабочем состоянии. В этом году планируется предоставить 50 млрд руб. компенсации в связи с повышением тарифов. Однако железнодорожники просят выделить им еще 29,6 млрд руб. для выхода по итогам 2009 года на безубыточный уровень. По их прогнозам, с учетом влияния макроэкономической ситуации в стране чистый убыток на железной дороге в 2009 году прогнозировался экспертами на уровне 97,1 млрд руб. Ведь теперь речь не идет о том, чтобы индексировать тарифы с учетом инвестиционной составляющей, которая пойдет на развитие железных дорог. Об опережении инфляции в смете грузовых расценок тоже забыли. По мнению экспертов, если бы не финансовые неурядицы, тарифы на железнодорожные перевозки могли бы быть намного выше. Тем временем в минтрансе считают, что решение ФСТ по повышению тарифа на грузовые перевозки по железной дороге на 5,7 процента - оптимальный вариант.
Если говорить о 2010 годе, то пока нет точных цифр индексации тарифов естественных монополий. Рассматриваются только возможные подходы. Один из них - заморозить рост тарифов. Второй - сделать его минимальным. Рассматриваются в минэкономразвития варианты повышения тарифа как на 1-1,5 процента, так и 10 процентов. Однако основной спор сейчас ведется не вокруг размера увеличения тарифа, а вокруг размера компенсации, которая будет выделена монополии на покрытие потерь от тарифной выручки. Речь идет о субсидии в 55 млрд руб. в 2010 году.
Что касается взаимных перевозок с соседними странами, то здесь, наоборот, наметилось понижение ставок. Конкуренция берет свое, и наши партнеры стараются сохранить уже устоявшийся объем перевозок. Литовские железнодорожники уже объявили о скидках на перевозку грузов транзитом по Литве. В частности, снижены тарифные ставки на грузы, идущие в Калининградскую область. На газовый конденсат - на 15 проц., на уголь - на 10 проц., а на фанеру - на 20 проц. Всем известно, что в самом западном регионе России собирают автомобили, в том числе и БМВ. Теперь их стоимость может немного упасть, так как снижен тариф на вывоз автомобилей из Калининградской области на 20 проц. Кроме того, в результате переговоров литовские железнодорожники приняли решение о снижении на 20 проц. тарифов на перевозку соевой продукции, произведенной в Калининградской области, и о 30-процентной скидке на перевозку щебня из Белоруссии для нужд Калининградской области. В свою очередь, Белорусская железная дорога объявила о предоставлении с 1 мая ряда тарифных преференций на перевозку грузов на калининградском направлении.