19.06.2009 06:00
    Поделиться

    Страны Таможенного союза намерены вступить в ВТО одновременно

    Москва будет добиваться, чтобы ВТО воспринимало трех участников Таможенного союза как единого переговорщика. Такую задачу вчера поставил Владимир Путин перед министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной. "Нужно с ВТО договориться, чтобы организация воспринимала нас как партнера в трех лицах, как единое лицо на переговорах", - заявил российский премьер.

    Между тем создание Таможенного союза не должно сказаться на прежних договоренностях России и ВТО, считает Путин, ведь, по его словам, "мы и сами для себя давно приняли решение, что будем придерживаться правил Всемирной торговой организации с нашими партнерами, где бы географически они ни находились". Так же считает Набиуллина: Москве и соседям придется найти такой формат, чтобы не начинать весь процесс вступления с нуля. К осени страны смогут выработать единую позицию по ВТО, отметил вчера главный российский переговорщик Максим Медведков, занимающий должность директора департамента торговых переговоров минэкономразвития. По мнению чиновника, "есть критерии ВТО, которым Таможенный союз должен соответствовать, но никто не знает, соответствует ли он. Так как формально все интеграционные процедуры будут завершены к 2011 году". Для того чтобы привести в соответствие позицию трех стран с правилами и регламентами ВТО и найти согласованный вариант, необходимо время, пояснил Медведков.

    Впрочем, процесс слияния трех братских республик омрачается разразившейся на прошлой неделе "молочной войной" между Россией и Белоруссией. По этому поводу Владимир Путин в четверг заметил, что "во всем мире между ближайшими соседями время от времени, имея в виду их особый характер отношений и достаточно большой объем сотрудничества, возникают споры". Однако несмотря на это Набиуллина заявила, что страны должны выработать единую аграрную политику, предусматривающую введение санкций в случае невыполнения общих балансов. Причиной же обострения отношений Москвы и Минска глава минэкономразвития посчитала "несогласованную политику в сельскохозяйственной сфере". Министр пожаловалась на то, что власти Белоруссии оказывают господдержку своим молочным производителям, в результате чего продукт дешевеет и "выбивает" конкурентов с рынка. Поэтому, по ее мнению, следует унифицировать субсидирование национальных экономик. "Это естественно, что у нас производители некоторых видов товаров конкурируют и нам необходима совместная аграрная политика", - подчеркнула Эльвира Набиуллина. Она добавила, что первые шаги в эту сторону уже делаются - достигнуты договоренности в отношении 32 балансов, например по обычному и сухому молоку.

    Эти и другие намерения стороны пропишут в едином Таможенном кодексе, проект которого рассмотрят 25 июня. Помимо всего прочего, в документе наконец появится ответ на вопрос, как будут собираться и распределяться средства, поступающие от таможенных пошлин. Необходимо не допустить "выпадающих доходов из-за администрирования", считает Эльвира Набиуллина.

    С другим министром - промышленности и торговли Виктором Христенко - Путин обсудил финансирование оборонного комплекса. Премьер-министр подписал распоряжение о выделении 5,2 миллиарда рублей НПО "Сатурн", которое производит газотурбинные двигатели. И от Христенко Путин хотел узнать о будущем этих денег. Министр ответил небольшой лекцией о двигателестроении вообще и мерах по его поддержке в частности.

    "Эта отрасль - одна из самых высокотехнологичных. Если говорить, например, об авиации, то двигатель - это 30% стоимости хоть вертолета, хоть самолета, и 50% всех инноваций и всей конкурентоспособности машины. И, конечно, те более 100 тысяч людей, которые заняты в этой отрасли, - это элита машиностроения, в любом варианте", - начал Христенко. Он напомнил, что в конце 2008 года была утверждена Стратегия развития газотурбинного двигателестроения до 2025 года "и прошедший период - более полугода - был определяющим в российском газотурбинном двигателестроении". Перед отраслью поставили цель: к 2015 году увеличить объемы производства вдвое, а к 2025 г. - вчетверо. Все это требует значительных вложений, тем более что кризис затронул и эту сферу, пояснил министр.

    Правительство уже выделило 9,5 млрд рублей в уставные капиталы предприятий двигателестроения, 2,9 млрд - предприятию им. Чернышова и 1,4 млрд скоро получат моторостроители. "Это самые дешевые средства для предприятия и самые дорогие для бюджета", - прокомментировал Христенко. Крупные экспортеры отрасли получили еще 900 млн рублей экспортных субсидий. Кроме того, в этом году предприятиям двигателестроения будет выделен 1,6 млрд субсидий на проценты под текущую деятельность. Всего объем гарантий для текущей деятельности предприятий ОПК составит 16 млрд рублей, подытожил Христенко.

    Министр также напомнил, что в подпрограмме по развитию авиационного двигателестроения предусмотрено 16 двигателестроительных технологий на 3,5 млрд в этом году и по 4,5 млрд рублей в 2010 и 2011 годах. По его словам, все контракты подписаны и работа идет полным ходом. Так, в 2016-2017 годах на рынок выйдет новый среднемагистральный самолет МС-21, который, как оптимистично надеется Христенко, на 15 проц. будет лучше, чем "Боинг-737" и Аэробус-320. Отличительной чертой нового летательного аппарата станет так называемое черное крыло из композитных материалов.

    Поделиться