22.06.2009 06:00
    Поделиться

    На ММКФ представили японо-российско-канадский "Первый отряд"

    31-й Московский фестиваль начался ностальгией по своей полувековой истории. Вести его пригласили ровесника ММКФ Дмитрия Диброва, который подробно рассказал в связи с эволюцией фестиваля о своих младенчестве, детстве, юности и зрелости.

    Получилось тепло, понятно и лирично. Нам напомнили имена великих мастеров, которые отдавали свои фильмы на суд московского жюри и увозили призы ММКФ. Зал тепло приветствовал режиссеров Резо Чхеидзе и Владимира Наумова, чьи картины "Отец солдата" и "Тегеран-43" здесь награждались. Под звуки "Лили Марлен" на сцену пригласили легендарную немецкую актрису Ханну Шигуллу, которая приехала в Москву для участия в ретроспективе фильмов Марко Феррери. Публике представили жюри главного конкурса, и его председатель Павел Лунгин, получив на эти восемь дней символическую "Цепь власти", пообещал "постараться быть честными".

    Услышав в незнакомой русской речи знакомое слово "Станиславский", американский актер, звезда фильма "Кадиллак Рекордс" Эдриен Броуди признался в любви к основоположнику мировой актерской школы, чем вызвал смех в зале, и долго не мог понять - почему: приехав из страны, где Станиславского боготворят, он не предполагал, что попал в страну, где над Станиславским принято смеяться.

    Тем не менее самым волнующим моментом церемонии стало присуждение премии имени Станиславского - посмертно - недавно ушедшему из жизни Олегу Янковскому. Зал стоя слушал пение Хиблы Гирзмавы, пока на экране проходили кадры ролей, сыгранных великим актером в кино. Премию принял сын лауреата режиссер Филипп Янковский, которому Никита Михалков пожелал продолжить дело отца.

    Кинопрограмма 31-го Московского кинофестиваля открылась последней ролью Олега Янковского в фильме Павла Лунгина "Царь". И начался восьмидневный парад фильмов, который, как отметил Никита Михалков, должен дать внимательному зрителю полное представление о том, чем живет сегодня мировое кино.

    Утомленные призраками

    Идеи витают в воздухе: вслед за первопроходцем - израильским рисованным фильмом "Вальс с Баширом" - нарастает волна анимационной "мокументалистики".

    Мокументальное - так прозвали кино, которое притворяется документальным. Недавний Венецианский лауреат - фильм "Первые на Луне" Алексея Федорченко - с серьезным видом разрабатывал версию о том, что Советы запустили человека в космос еще в 1937 году. Теперь японо-российско-канадский "Первый отряд" режиссера Ёсихару Асино всерьез рассказывает об участии оккультных подразделений в Великой Отечественной войне, но уже в стилистике японских аниме. Это, разумеется, снова мистификация, но уже не такая исторически беспочвенная: и Третий рейх, и советское командование действительно проявляли интерес к ясновидению и пытались привлечь потусторонние силы на свою сторону.

    Картину инициировали, написали для нее сценарий и стали ее продюсерами Миша Шприц и Алеша Климов - художники по профессии. Режиссер - Ёсихару Асино, известный японский мастер аниме. Анимация в этом фильме имитирует военную документалистику - даже пленка "дышит", будто старая. Но с ней соседствуют персонажи, словно сошедшие с кадров какой-нибудь "Принцессы Мононоке" - героиня "Первого отряда" Надя напоминает ее и ухватками, и даже внешне. Получилась странная, очень непривычная, редко кому подвластная смесь остроумного, озорного и завирального с нотами патетическими и трагическими.

    Вот на передовой поет Русланова. Ее сменяет девочка-феномен, способная видеть будущее. "Сколько мне осталось жить?" - спрашивает молодой боец. Девочка всматривается - и в ужасе закрывает глаза: на всех, кто ее окружает, проявилась кровавая печать смерти. Сцена пронзительная, но она была бы невозможна ни в каком ином жанре, кроме этого, в сущности, новоизобретенного.

    Мифологическое и документальное, живое и потустороннее в этом фильме образуют единое пространство. Фотографически прорисованная Москва 40-х прекрасно уживается с крылатым призраком тевтонского рыцаря барона фон Вольфа, прискакавшим прямо с Ледового побоища. В точности соблюдена московская география: героиня впрыгивает в вагон метро на Маяковке и выходит на тщательно воспроизведенной Белорусской, где и развернется ее схватка с двумя вражескими амазонками. Специально созданный для связи с духами 6-й отдел советской разведки отправляет агента N - Надю - к ее погибшим сверстникам, которые на том свете организуют подобие "Молодой гвардии". Машина для "некропортации" - полуразрушенное колесо обозрений с Сельскохозяйственной выставки, тоже данной во всех фотографических подробностях. Армия мертвецов идет на выручку армии живых.

    Фильм озвучен в основном на русском языке и включает кроме анимационного действия остроумную имитацию телевизионных "говорящих голов" - комментарии "экспертов": ветеранов войны, историков, специалистов по загробному миру. В этих комментариях тоже соседствует очень серьезное с веселым и пародийным: "В наше время мы, разведка, свой нос в чужие дела не совали!" - поучает с экрана бравый служака. Итог фильма подводит один из ветеранов: "Абсолютной правды об этой войне не знает никто. Она у каждого - своя".

    Надо признать, что премьерой "Первого отряда" программа "Перспективы" не только обеспечила себе сильный старт, но и сделала заявку на открытие новой тенденции в мировом кино, у которой действительно интересные перспективы. Создатели "Первого отряда" уже трудятся над продолжением, а в программах фестиваля нам еще предстоит увидеть турецкий анимационно-документальный фильм о полете турецких селян на Луну в 1957 году.

    Премьера

    второй свежести

    Гала-премьера для любого кинофестиваля - показатель уровня его авторитета. Заполучить мировой хит для гала-премьеры - дело престижа.

    Первая же гала-премьера 31-го Московского кинофестиваля показала несерьезность затеи: нам предложили фильм, который уже недели две как залежался на прилавках московских DVD-салонов, - "Кадиллак Рекордс" американского режиссера Дарнелла Мартина. Иными словами, это не только не "гала", но даже далеко не премьера. (Наверное, вовремя это поняв, дирекция фестиваля два года назад заменила традиционную рубрику "премьеры" на более осторожную, но не имеющую смысла: "Гала-показы".)

    Конечно, в какой-то мере затею оправдывает возможность пригласить на это событие одну из звезд фильма Эдриена Броуди.

    Это типичное "кино не для всех". Специализированное кино, строго направленное на свою специфическую аудиторию. Бывают фильмы для футбольных фанатов, способных балдеть только от лицезрения своего кумира. Бывают - для фанов рок-н-ролла: им достаточно напеть несколько культовых тем и показать в деталях, "из какого сора растут стихи". "Кадиллак Рекордс" построен по всем стандартам биографической ленты, но это биография "коллективная": история звукозаписывающей фирмы Chess Records в Чикаго, которая претендует на открытие рок-н-ролла. Она специализировалась на "черной музыке" и писала блюзы, пока совершенно случайно, записывая Чака Берри (его играет Мос Деф), не открыла принципиально новую музыку. По счастью, ее продюсер Леонард Чесс (Эдриен Броуди) имел вкус к музыкальным новациям: понимал, что на них можно заработать. Теперь он вошел в легенды, его имя в зале славы рок-н-ролла, и о нем сняли кино.

    Вот, собственно, и все. Этого хватает фанам рок-н-ролла, но этого абсолютно недостаточно для художественной ленты, которую показывают на международных кинофестивалях.

    Как любой плохой "байопик", фильм пунктирен. Вот найденный на улице талант отправляют в душ отмываться, и двумя кадрами позже он уже в лощеном костюме, а диски его продаются рекордными тиражами. Отчего случилась эта разительная трансформация, нам не покажут, как и почему изменился герой - тоже. Объяснение одно: денег у человека стало много, и он сменил костюм. Денег много - характеров нет, персонажей приходится различать по лицам звезд: ага, это тот, который Броуди, а этот, черненький, у нас кто? Единственный живой персонаж - певец и гитарист Мадди Уотерс в исполнении Джеффри Райта: это его сольный фильм. И, конечно, присутствуют все необходимые рок-н-роллу аксессуары - секс, мордобой и наркотики.

    Движимый исключительно штампами жанра, фильм становится чуть более терпимым в музыкальных номерах, где разворачивается своего рода антология вех рок-н-ролльной истории. Но сама история ждет более талантливых интерпретаторов. Пока же мы имеем еще одну картину, способную возбудить поклонников этого способа звукоизвлечения, но не существующую как произведение киноискусства.

    Поделиться