Лидер группы "ЧайФ" Владимир Шахрин отмечает юбилей - ему исполняется 50 лет. Он уже больше четверти века на сцене, изъездил всю страну, но каждый концерт "ЧайФ" по прежнему собирает полные залы, а их песни стали классикой русского рока. В день своего рождения Шахрин рассказал корреспонденту "РГ" о том, как все начиналось и чем, по его мнению, закончится.
"Российская газета": Владимир, вы ведь по профессии - монтажник, специалист по "нулевым циклам". И вдруг решили повесить каску на гвоздь и взять гитару...
Владимир Шахрин: Я, конечно, рисковал. Но стало невозможно совмещать музыку и "нулевые циклы". Мы выступали по выходным в других городах, возвращались к понедельнику, и мне приходилось постоянно отрабатывать в вечернюю смену... И пора было определяться: или ты всерьез занимаешься музыкой, или просто после работы с друзьями бренчишь на гитаре. Поначалу было тяжело, денег выходило куда меньше на стройке, но мы с женой как-то выкручивались: она шила, я подрабатывал…
"РГ": А ведь на дворе были ранние девяностые...
Шахрин: Я очень хорошо помню общее подавленное настроение тех лет. Мне врезалась в память картинка: замызганный зарешеченный ларек с узким окошком, в которое ты с трудом просовывал руку с деньгами и тебе выдавали бутылку "паленого" спирта "Рояль", тут же сидели на корточках какие-то парни, лузгая семечки и запивая из горла. Я выдрался из этого всеобщего оцепенения, когда понял, что у меня есть семья, друзья, люди, с кем я занимаюсь любимым делом, и этого вполне достаточно, чтобы ощущать себя хорошо, несмотря на то, что творится вокруг.
"РГ": Музыка "Чайфа" в то время и в самом деле диссонировала с невеселой действительностью. Вы заражали всех бодростью…
Шахрин: А что, рок-музыка обязательно должна угнетать? Между прочим, вначале она вообще была музыкой для танцев! И мы в школе, а потом в техникуме играли вещи Чака Берри, "Криденс", под которые зал танцевал. Может быть, это и задало ЧАЙФу направление движения. Нам много говорили и говорят, что это попса, но мне, во-первых, так не кажется, а по большому счету - абсолютно непринципиально, как будут называть песню "Пусть все будет так, как ты захочешь" - рок-песней или эстрадной. Главное, мы играем ее с удовольствием, и она нравится публике.
"РГ": Просто в разное время песни звучат с разным пафосом.
Шахрин: Знаете, в свои песни я никогда не закладываю пафоса, они получаются, как получаются, отчасти случайно. Но, действительно, может произойти какое-то событие, и вещь зазвучит не просто по-другому, а диаметрально противоположно! Недавно произошла у нас такая история с "Шаляй-валяй", которую мы всегда держали за легкую студенческую песню, этакое прощание с юностью. И вдруг я слышу ее в финале фильма "Стиляги" и понимаю, что она стала похожей на гимн. А на открытии "Кинотавра" режиссер Леша Агранович попросил меня сыграть "Шаляй-валяй" в самом конце концерта, в честь Янковского, бессменного председателя фестиваля. Потом он перезвонил и сказал, что его смущают слова "шаляй-валяй", звучащие, по его мнению, немного панибратски по отношению к Янковскому. И мы вместо "Шаляй-валяй" решили петь "Не забывай!". А вы помните слова? "…Ты уходишь как-то вдруг...:Ты уходишь, не простившись, ты уходишь невзначай". Вы представляете, как они звучали на фоне кадров с Янковским?!
"РГ": Лишний раз убеждаюсь, что вы человек эмоциональный и искренний.
Шахрин: Все наше поколение такое. Я как-то думал, как его назвать, и понял, что мы - поколение Yesterday. Для нас музыка была чем-то большим, чем просто музыкой, мы питались ею, она меняла нас и мир вокруг нас. Поэтому песни, которые мы пишем, для меня не просто, там, мотивчик, куплетик, припевчик, я отношусь к ним, ну… не знаю…, уважительно, что ли. Для меня это не халтурка, не подработка, я не профессиональный композитор и поэт, я пишу только то, что хочу написать. Некоторое время назад я вывел для себя формулу, что есть ремесло и что искусство. Ремесло - это когда ко мне приходят и говорят: слушай, напиши песню вот про это, а мы тебе за это заплатим денег. А искусство - это когда я пишу песню, которую мне хочется написать, и она так всем нравится, что мне за нее еще и платят!
"РГ": Я "охотился" за вами всю последнюю неделю и невольно отследил маршрут вашего движения за это время: Екатеринбург-Сочи-Киев-Самара, снова Екатеринбург… Вас не утомляет такой график?
Шахрин: Скажите, а вот когда у вас происходит романтическое свидание с женщиной, то вы, наверное, утром тоже думаете - как же я устал! Но согласитесь, это приятная усталость. Я с удовольствием езжу на гастроли, выхожу на сцену, перелетаю из города в город, устаю, конечно, но мне не приходит даже в голову жаловаться на такую усталость.
"РГ": И никогда не хотелось взять отпуск, отдохнуть…
Шахрин: Бывает, на несколько дней я уезжаю на дачу, воздухом подышать, или куда-нибудь с женой за границу. Отдыхаю, пока не начинаю понимать, что хочу домой, на сцену. Если мы не играем дней десять, я чувствую, как что-то уходит, я что-то теряю, мне срочно надо на репетицию, чтобы быть в форме. На отдыхе как-то вываливаешься из привычного энергетического потока и приходится потом туда заново запрыгивать.
"РГ": Неужели вам не надоедает постоянно находиться на публике?
Шахрин: У нас, скажу вам, отличная публика, еще ни разу не было, чтобы нам не удалось установить с ней контакт, причем довольно быстрый и живой. Такое повелось еще со школьного ансамбля, когда ты выходил на сцену и всех в зале знал, потому что все это были твои друзья. С тех пор у нас и нет жесткой границы между сценой и залом, он всегда пятый участник коллектива и делает концерт наравне с нами.
"РГ": Владимир, вы на сцене уже больше двадцати лет. У вас нет ощущения, что рок себя исчерпал?
Шахрин: Не то чтобы исчерпал... Понимаете, надо уже смириться с мыслью, что рок - это все-таки музыка второй половины XX века, лучшие ее образцы были придуманы в XX веке и лучшие ее авторы работали в XX веке. Точно так же и лучшая классическая музыка была написана в XVIII-XIX веках! Конечно, сегодня есть прекрасные исполнители, которые играют почти как Паганини. А вот таких, которые бы сочиняли как Паганини, - нет! Притом что консерватории работают и музыкантов выпускают. Я думаю, что скоро появится другое искусство, возникнет музыка, которую мы не сумеем сыграть. А пока - ловите уникальную возможность услышать в оригинале, живьем, того же Маккартни, того же Би Би Кинга, БГ, Кинчева, Ревякина, Шевчука…
"РГ": "Поплачь о нем, пока он живой"...
Шахрин: О чем и речь. Потом появятся люди, что будут петь песни "Аквариума", "ЧайФа" и хорошо петь - но все равно не так, как мы.