23.06.2009 02:00
    Поделиться

    Инвесторы не спешат вкладывать средства в российские проекты "экологической" электроэнергии

    Внедрение в энергетику экологически чистых технологий для государства приоритетная задача. Связано это как с необходимостью экономии энергоресурсов, так и с защитой окружающей среды - проблемой, которая еще более обострится в связи с сокращением подачи природного газа на электростанции России и возрастанием потребления угля.

    За последние два-три года сообщения о том, что западные компании инвестируют в проекты с альтернативной энергетикой значительные средства, увеличились в разы. И это во времена кризиса, когда в общем-то всегда прагматичные иностранцы берегут буквально каждую копейку. Например, в октябре прошлого года крупнейшая английская энергетическая компания Drax, которая является оператором угольных электростанций, объявила о своих намерениях по строительству электростанций, основанных на сжигании биомассы. Стоимость проекта в 3,2 миллиарда долларов нисколько не смущает английских энергетиков, хотя в случае завершения проект будет самым масштабным в мире, а сама компания Drax превратится в крупнейшего генератора возобновляемой энергии в Соединенном Королевстве.

    На другой части земного шара португальский энергетический гигант EDP объявил об инвестиционной программе по строительству станций на основе технологий ветроэнергетики. Масштаб программы серьезный - в три года компания планирует расширить свои ветряные мощности с нынешних 4 до 16 гигавольт, причем строительство будет происходить как в Европе, так и в Северной и Южной Америке. Известны и калифорнийские проекты. Например, там планируется устанавливать энерговетряки прямо на крышах коммерческих зданий.

    Что же заставляет компании идти на такие масштабные риски в далеко не самое благополучное время? Основная причина - дефицит новых мощностей и изношенность старых.

    Но теперь, в условиях роста цен на энергоносители и дефицита земли под строительство новых станций прежний экстенсивный путь развития оказался малопригоден. Однако энергетики считают, что станции, использующие возобновляемые источники энергии (необязательно ветер, это может быть энергия приливов и отливов, торф и так далее), практически не требуют дополнительного землеотвода, потребляемые ими ресурсы неисчерпаемы, а по себестоимости произведенного киловатт-часа они уже вплотную приблизились к традиционной генерации.

    Экономия по-российски

    Нельзя сказать, что этого не понимают в России. Но нам проще и дешевле использовать газ по устаревшим, но действующим технологиям, чем вкладывать довольно большие средства в ветряные установки и торфяные ТЭС.

    Действительно, трудно ожидать, что такие экологические технологии смогут восполнить пробел между спросом и предложением - слишком уж большие мощности потребуется вводить в строй. Однако вопросы, связанные с повышением надежности, жизнестойкости и качества электроэнергии, можно решать как раз при помощи энергоэффективных и экологических технологий. Так, например, на случай аварийного отключения школ и домов от центральной энергосети автономные электростанции, скажем, на ветряной энергии, могут использоваться в качестве резервных.

    Самыми "грязными" в экологическом отношении считаются тепловые электростанции, работающие на угле, торфе и прочих видах комбинированного топлива. Основная часть газообразных выбросов ТЭС приходится на углекислый газ и окислы азота, в сточных водах присутствуют серная кислота, хлориды, фосфаты, зольные отвалы содержат повышенные концентрации тяжелых и редкоземельных веществ.

    Общеизвестно, что наиболее экологически чистым видом энергетического топлива является природный газ, но при этом также важна используемая технология энергогенерации. В мире в последние годы почти две трети вводимых электростанций применяют технологию парогазового цикла как самую "чистую". В России она была неизвестна до 2000 года, а сегодня в стране по бинарному парогазовому циклу работают четыре ТЭС: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Иванове и Сочи.

    Главными преимуществами парогазовой технологии являются повышение КПД с 35-38 до 51 процента, повышенная энергоэффективность (снижение потребления природного газа на 30 процентов) и практически сведение к нулю выбросов вредных веществ.

    Последнее крайне важно в том числе с точки зрения выполнения ратифицированного Россией Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов. Благодаря новейшей технологии Сочинская ТЭС с запасом выполняет жесткие экологические нормы курортной местности. Для минимизации выбросов окислов азота и углерода газовые турбины оборудованы камерами сгорания с сухим подавлением вредных выбросов. Концентрацию загрязняющих веществ в уходящих газах в режиме реального времени отслеживает автоматический газоанализатор, установленный на выходе из котла-утилизатора. Сточные воды после сбора направляются в комплекс очистных сооружений, где подвергаются глубокой очистке с применением нефтеловушек, механических и сорбционных фильтров. Контроль за качеством сбросных вод ведется не только ручным способом - отбором проб, но и автоматическим.

    Сейчас в Краснодарском крае реализуется широкомасштабная программа модернизации генерирующих и сетевых мощностей региона с учетом проведения в Сочи Олимпийских зимних игр 2014 года. По расчетам института "Энергосетьпроект", для обеспечения необходимого уровня энергопотребления в Сочинском энергорайоне потребуется дальнейшее развитие генерации, прежде всего строительство третьей очереди Сочинской ТЭС мощностью 135 мегаватт с доведением установленной мощности станции в 2013 году до 300 мегаватт. Предполагается, что применение новейших энергосберегающих технологий и оптимизация структуры энергогенерирующих мощностей позволит значительно улучшить экологическую обстановку в регионе.

    Ветряная энергетика

    Как сказали корреспонденту "РГ" в "РусГидро", например, на Дальнем Востоке России очень много отдаленных поселков, электрообеспечение которых осуществляется дизельными электростанциями. Туда перебрасывать электроэнергию нецелесообразно, так как строительство новых линий электропередачи слишком дорого. Вариантом решения служит строительство автономных многофункциональных энерготехнологических комплексов (МЭК) на базе совместной работы ветровой станции и дизельного генератора.

    - Такая схема энергообеспечения существенно эффективнее применения отдельных дизельных установок, так как часть выработки на дизеле замещается выработкой ветряков, - объяснили в "РусГидро", - что снижает потребление дизельного топлива и затраты на его приобретение.

    Кроме того, ветряные энергостанции практически не засоряют атмосферу и экологически куда как безопаснее угольных ТЭС.

    Сейчас обсуждается возможность строительства 36 ветродизельных комплексов в наиболее удаленных населенных пунктах Камчатского края и Якутии. При реализации этих проектов уже в 2013 году возможно введение до 200 мегаватт мощностей возобновляемой энергетики.

    Впрочем, не так-то все в ветряной энергетике просто. Одна из основных проблем - отсутствие в России производственного оборудования для современных ветряных станций. Все запчасти приходится покупать за рубежом, что обходится недешево. К тому же и инвесторы пока не очень-то готовы вкладывать средства, не получая мгновенной отдачи.

    Что делать?

    Для того чтобы оживить отрасль экологической энергетики, прежде всего нужно законодательно оформить гарантии инвесторам (ими могут быть как генерирующие компании, так и финансовые учреждения - банки, инвестиционные компании и так далее) в получении определенной нормы доходности. Эксперты считают, что это может быть специальная надбавка к рыночной цене электроэнергии. Цена, по которой федеральные или региональные компании будут покупать "экологическую" электроэнергию, будет определятся как рыночная вместе с этой надбавкой. Причем размер ее надо определять по типу источника: для солнечной энергии он будет самым высоким, для проектов по биомассе самым низким. Кстати сказать, в ряде стран Европы такая схема давно и успешно действует.

    Во-вторых, необходимо ввести ограничения на выброс вредных веществ в атмосферу. Причем можно их вводить не на уже построенные станции, а на вводимые вновь.

    Эти меры, думается, подтолкнут российскую электроэнергетику к более активным действиям. Эффект просчитать нетрудно - если на рынке возникнет активный спрос на солнечные батареи или оборудование для парогазовых ТЭС, то отечественные предприниматели будут стремиться заполнить эту нишу своими разработками. А это подхлестнет науку, химпром и машиностроение.

    Поделиться