23.06.2009 01:50
    Поделиться

    Выпускников российских школ не интересует профессия физика

    В "РГ" за 16 июня была опубликована статья "Срочно требуются гении", в которой затронуты проблемы обучения одаренных детей в специализированных учебно-научных центрах при госуниверситетах. Сегодня мы продолжаем разговор.

    В давнем споре между физиками и лириками явно побеждают последние. Хотя бы благодаря численному перевесу: в Новосибирской области в этом году из 20 тысяч выпускников ЕГЭ по физике сдавали чуть больше 5 тысяч. А обществознание - в два с лишним раза больше.

    Это означает, что большинство вчерашних школьников намерены получить гуманитарную профессию и не выстраивать в дальнейшем никаких конструкций, кроме словесных.

    - В Комсомольске-на-Амуре в университете есть кафедра, которая учит общению, - рассказал "РГ" академик РАН, заместитель директора Института ядерной физики СО РАН Геннадий Кулипанов. - Завкафедрой пыталась убедить меня в необходимости такого образования, а я ее в конце концов спросил: вы чему учите-то студентов? Какой профессии? Ведь все это так - "ля-ля".

    В отличие от академика, школьники считают "ля-ля" самым перспективным занятием.

    - Я говорю абитуриентам: "Ребята, получите сперва нормальную мужскую профессию", - делится ответственный секретарь приемной комиссии Новосибирского государственного технического университета Николай Макаров. - Ведь из механика можно легко, за два-три года, сделать экономиста. А из экономиста сделать механика уже не получится.

    Тем не менее на предпочтения выпускников пока не влияют ни подобные увещевания, ни даже официальные данные о невостребованности юристов, экономистов, менеджеров. Они продолжают избегать технических специальностей. Как выяснилось, этому есть логическое объяснение. Как считает Николай Макаров, общий уровень преподавания физики в школе оставляет желать лучшего. То есть выпускники, может быть, и хотели бы пойти в инженеры. Но понимают, что школьный курс физики они не освоили, и у них попросту нет базовых знаний для получения высшего образования.

    Набрать инженеров не помогают даже государственные меры. Так, в этом году в НГТУ на фоне общего снижения числа абитуриентов из-за демографического провала не только не сокращены бюджетные места на технических факультетах, но и добавлено более 200. Тем не менее в вузе не уверены, удастся ли им набрать студентов. Тем более что уже в прошлом году на физико-техническом факультете был вообще недобор, а еще три факультета балансировали на грани.

    Коммерциализация образования - тоже одна из причин дефицита талантливых физиков и математиков. В частности, академик Кулипанов упомянул о проблеме бывшей физматшколы, а ныне - Сибирского учебно-научного центра при НГУ. Когда-то здесь совершенно бесплатно учились одаренные дети из самых глухих деревень. Сейчас ситуация изменилась.

    - Чтобы учиться в физматшколе, сегодня нужно заплатить десятки тысяч рублей, - говорит он. - Если раньше мы собирали ребят из отдаленных районов не только Сибири, но и Дальнего Востока, то сейчас для них просто приехать с Дальнего Востока уже проблема. Бывает, что приезжают, хорошо сдают экзамены и... уезжают, потому что нет денег на то, чтобы здесь жить.

    - Из-за того что обучение в физматшколе стало платным (а иначе невозможно обеспечить достойный уровень питания и проживания учеников - бюджет не позволяет), мы потеряли самых мотивированных студентов, - подтверждает и замдекана физфака НГУ Виктор Мадирбаев.

    По словам Мадирбаева, пятнадцать лет назад конкурс на физический факультет был 4-4,5 человека на место. А в 2008 году - уже 1,95.

    Поделиться