По последним данным национальных статагентств и экономических ведомств стран Закавказья, российские капиталовложения в этом регионе занимают лидирующие позиции. В последние месяцы дорабатываются новые совместные с РФ инвестпроекты во всех странах региона. Это разработки в основном в сфере промышленности, энергетики и транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о заинтересованности Закавказья именно в российских производственных капиталовложениях и технологиях.
Первое место по объему "работающих" российских капиталовложений в регионе занимает Армения: свыше 1,8 млрд долларов и 1000 компаний с преобладающим и частичным российским участием. Российский бизнес представлен там почти во всех отраслях, особенно в телекоммуникациях, энергетике и транспортной инфраструктуре. В текущем году, по данным ОАО РЖД, рекордный объем инвестиций вкладывается в развитие железнодорожной сети Армении (ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога") - около 1,2 млрд долларов. Основная их часть направляется на повышение провозной способности линий вблизи границ Армении, в частности с Грузией, через которую осуществляется 70% объема российско-армянской торговли. Как сообщил на днях гендиректор "Южно-Кавказской железной дороги" Шевкет Шайдуллин, для развития этого маршрута с июля начнет курсировать фирменный пассажирский поезд Ереван - Тбилиси - Батуми.
Российские инвестиции в Грузии превышают 600 млн долларов. Ныне в Грузии 395 компаний с участием российского капитала. Из них 85 - "чисто" российские. Сфера деятельности - электроэнергетика, добывающие отрасли, строительство, торговля, сфера услуг, недвижимость, производство готового продовольствия, стройматериалов, сбыт горюче-смазочных материалов, автомобилей и запчастей.
Так, "Вимм-Билль-Данн", как было сообщено в ходе Петербургского экономического форума, вскоре может приобрести компанию GG&MW, производителя минеральной воды "Боржоми". А в Тбилиси намечено ввести в действие молочный завод "Вимм-Билль-Данн - Грузия". А вот министерство энергетики Грузии в середине мая предложило общерегиональный проект с участием России. По данным этого ведомства, "проект предусматривает строительство ЛЭП, которая рассматривается как часть региональной инфраструктуры, которая позволит торговать электроэнергией: Грузия, Армения, Азербайджан, Россия и Турция получат возможность экспорта, импорта и транзита энергии".
По российским инвестициям в Азербайджане, намечено вскоре подписать соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций. Оно "разморозит" до 10 взаимовыгодных российско-азербайджанских проектов.
Как сообщил обозревателю "РБГ" Исрафил Ахмедов, советник посольства Азербайджана в РФ, "соглашение по инвестиционным гарантиям позволит увеличивать взаимные капиталовложения и ускорит создание новых совместных предприятий. Кроме того, косвенно это соглашение положительно скажется на взаимной торговле".
С российским участием намечено, например, строительство крупного туристического комплекса вблизи Баку, СП по сборке тракторов в Сабирабаде, нового алюминиевого комбината (на западноазербайджанском сырье). Применение же в Азербайджане "единого окна" (с 2008 года) при регистрации предпринимателей увеличит количество компаний с российским капиталом. Тому же будет способствовать принятый в апреле 2009 года азербайджанский закон о свободных экономических зонах.
Ныне в экономике Азербайджана - свыше 550 компаний с российским капиталом, из них 167 - собственность российского бизнеса.
А в Абхазии и Южной Осетии до 90% всех вложенных там инвестиций - российские , свыше 80 млн долларов. Они охватывают все отрасли, но прежде всего добывающую, пищевую, курортно-туристическую и транспортную инфраструктуру.
Есть и встречное движение. Так, на состоявшемся 15 мая в Махачкале заседании Экономического совета при президенте Дагестана зампредседателя этого совета Юрий Сагидов отметил, что "необходимо установить экономические связи с Казахстаном, Азербайджаном, Ираном, Туркменистаном и Грузией". В этой связи может быть востребован проект 1950-х гг. - железнодорожного соединения Причерноморского Закавказья с Российским Прикаспием по кратчайшему пути, 530 км. Это линия Телави (Северо-Восток Грузии) - Буйнакск (в 25 км от дагестанского порта Махачкала).