Nord Stream ("Северный поток") является принципиально новым маршрутом для экспорта российского газа в Европу. Он соединит Россию и Евросоюз через акваторию Балтийского моря от России (Выборг) до Германии (Грайфсвальд). В Федеральной службе по технологическому, атомному и экологическому надзору считают, что трубопровод Nord Stream может быть построен без экологических и промышленных рисков при осуществлении надлежащего надзора за его возведением и эксплуатацией. Разъяснить ситуацию мы попросили руководителя Ростехнадзора Николая Кутьина.
Против проекта выступает ряд стран Балтийского региона, в том числе Эстония и Швеция, мотивируя это потенциальной угрозой для экологии. Была ли проведена экспертиза Ростехнадзором? Какое заключение в связи с этим было сделано?
Мы внимательно наблюдаем за проектированием участков Nord Stream и считаем, что опыт работ на морском шельфе, в открытом море у международных организаций достаточно большой и нет никаких оснований опасаться какого-либо негативного развития ситуации. Nord Stream может быть совершенно спокойно построен и достаточно безопасно эксплуатироваться. Для нынешнего века это обыденный проект, он может быть спокойно реализован, главное - обеспечить за проводимыми работами надлежащий и независимый надзор.
Проект Nord Stream прошел государственную экологическую экспертизу. В конце октября 2008 года эксперты согласились, что представленная документация соответствует действующему законодательству, и оценка негативного воздействия показывает, что проект может быть допущен к реализации. А в ноябре прошлого года Ростехнадзор утвердил положительное заключение государственной экологической экспертизы Nord Stream. По этому проекту рассматривались и вопросы промышленной безопасности.
Я считаю, что проведены все необходимые расчеты, оценки, а компенсирующие мероприятия, предусмотренные в проекте, достаточны для обеспечения нормального строительства и эксплуатации трубопровода. На наш взгляд, все применяемые в проекте технологии и оборудование могут обеспечить его необходимую безопасность.
В рамках подготовки Олимпийских игр 2014 года в ходе строительства объектов впервые в России будет применяться система "Зеленых стандартов", которая позволит сохранить природу Сочи. Смогут ли наши отечественные строительные компании выдержать конкуренцию с зарубежными в применении экологичных и ресурсосберегающих технологий?
Олимпиада в Сочи объявлена "Зеленой Олимпиадой", и все организации вынуждены будут соответствовать высоким экологическим стандартам. Если говорить о конкуренции, то подготовительные процессы, требования экологов позволят поднять общий уровень тех, кто будет участвовать в олимпийском строительстве. И мы как надзорный орган, и Росприроднадзор (орган экологического контроля) будем следить за этим. Думаю, что Олимпиада позволит поднять уровень наших компаний до общепринятого мирового уровня.
5 июня Ростехнадзор провел совещание с ГК "Олимпстрой", где обсуждались вопросы, связанные с соблюдением зеленых стандартов, с рассмотрением комплексного плана застройки всех олимпийских объектов, а также объектов инфраструктуры.
Особый вопрос обсуждения - транспортировка, захоронение и последующая переработка отходов.
Другой вопрос - водопользование и очистка стоков, проектирование и строительство очистных сооружений на олимпийских объектах, объектах инфраструктуры. Принято решение составить согласованный график подготовки документов, а также ведения работ по ускорению решений, связанных со сбором и переработкой отходов и строительством очистных сооружений.
Такие совещания будут проводиться ежемесячно с участием представителей общественности (членов Общественного совета при Ростехнадзоре, представителей науки).
Действительно ли очистные сооружения в Адлерском районе Сочи не только не соответствуют современному уровню технологий, но и представляют угрозу для экосистемы Черного моря?
Охарактеризовать состояние очистных сооружений в Адлерском районе сейчас можно как сложное, но именно олимпийское строительство позволит значительно улучшить ситуацию по очистке стоков и предотвращению загрязнения окружающей среды. Проектная документация содержит новые технические решения, позволяющие улучшить во многом устаревшие объекты.
На VII Международном форуме, посвященном промышленной безопасности, эксперты высказывались за то, что в этом году строить и производить стали меньше, а следовательно, и техногенных аварий в период кризиса будет значительно меньше. Вы разделяете это мнение?
Как показывает опыт 90-х годов, когда кризисные явления в экономике были очень значительны, количество аварий не изменилось, а в некоторых отраслях - возросло, снижение промышленного производства необязательно означает снижение числа аварий и несчастных случаев. К тому же работа в постоянном режиме и в условиях "рваного" графика существенно отличается.
Персонал, который занят постоянно и поддерживает уровень собственной квалификации, во многом другой по сравнению с теми, кто работает в режиме укороченного дня. Все эти факторы имеют большое значение, и мы, со своей стороны, постоянно предпринимаем меры, чтобы не допустить снижения требований соблюдения промышленной безопасности в этих условиях.
Ростехнадзор предложил законодательные изменения в сфере транспортировки отходов, чтобы более оперативно выявлять нелегальные полигоны (свалки). Что принципиально должно измениться?
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору предлагает оснастить специальный транспорт, предназначенный для перевозки отходов I-IV классов опасности, спутниковой навигацией ГЛОНАСС.
Ведомством разработаны и 29 мая направлены в министерство природных ресурсов соответствующие изменения в постановления правительства РФ, касающиеся лицензирования деятельности по транспортированию отходов, а также оснащения транспортных средств специальной аппаратурой ГЛОНАСС.
Для чего необходимо следить за передвижением мусора?
На данный момент не все организации, имеющие лицензии на перевозку мусора, добросовестно выполняют свои обязательства. Транспортировка и переработка отходов часто происходят нелегально, вокруг городов возникают хаотические свалки.
Поэтому и возникла такая необходимость - выявить реальную и полную картину в сфере оборота отходов, для чего предлагается оборудовать весь специализированный транспорт спутниковой навигацией. Установка навигации позволит Ростехнадзору более эффективно контролировать подлицензионную деятельность в области обращения с отходами.
Кроме того, я полагаю, что в дальнейшем следует ввести систему диспетчеризации спецтранспорта для дистанционного отслеживания маршрутов и объемов перевозки. Дистанционное наблюдение будет способствовать не только более эффективному контролю, но и снижению уровня коррупции: сократится количество проверок, а информация о нарушениях будет анализироваться непосредственно в службе.
И когда начнется установка нового оборудования на спецмашины?
Новые требования к оснащению транспорта вступят в силу после принятия соответствующего постановления правительства РФ. Если правительство поддержит нашу инициативу, то за сроками исполнения и его качеством проследит наша служба.