В России более 60 городов - "лидеров" по накоплению отходов. По имеющимся оценкам, это многие десятки миллионов тонн в каждом крупном городе. Ежегодно. Поэтому с каждым годом проблема сжигания мусора и мусоросодержащих отходов становится все более актуальной.
В "лидирующей десятке" Московский и Петербургский регионы. Только лишь в считаных городах налажена комплексная переработка таких отходов. Причем некоторые проекты такого рода предусматривают сбор и последующее использование газа, получаемого при сжигании или переработке мусора. Отметим в этой связи, что примерно в 30 городах Европы, 50 - Северной Америки, 60 - Азии, 10 - Южной Африки и примерно в 20 - Австралии и Новой Зеландии давно действуют установки с экологически эффективным оборудованием по переработке мусоросодержащих отходов. Что позволяет минимизировать ущерб окружающей среде и постепенно сокращать спрос на нефть, природный газ и другое промышленное сырье. Причем "мусорный" газ во многих странах преобразовывают в электро- и теплоэнергию.
Как не дойти до "мусорного" коллапса
Похоже, удаление из крупных городов мусора и смежных отходов, как и их комплексная переработка, наконец-то получают развитие в России.
Так, 27 мая состоялось заседание объединенной комиссии Московской городской Думы и Московской областной Думы по вопросам утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Москвы и Подмосковья. Как утверждает зампредседателя комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Валерий Скобинов: "Сегодня система санитарной очистки от коммунальных отходов является одним из элементов обеспечения жизнедеятельности, поэтому вопрос сбора, переработки и утилизации мусора становится первостепенным и наиболее актуальным в городе Москве. Ежегодно Москва производит 5,5 млн тонн мусора, вывозя большую его часть - 4 млн тонн - на подмосковные полигоны.
Городская коммунальная система по обращению с отходами работает следующим образом: 81 процент отходов свозится на полигоны захоронения, 13 процентов - сжигается и только 6 процентов поступает на переработку. Но полигоны скоро исчерпают свои возможности, и в соответствии с принятым Правительством Москвы решением действие полигонов будет полностью прекращено к концу 2012 года. Так что может наступить такой момент, когда окончательное прекращение действия полигонов без развития новой современной системы по обращению с отходами приведет к мусорному коллапсу в городе. И, если своевременно не решить этот вопрос, он грозит перерасти в глобальную экологическую проблему, угрожающую благополучию, здоровью и жизни людей".
К настоящему времени в Подмосковье действует 37 захоронений твердых бытовых и смежных с ними отходов, включая "твердый" мусор (ТБО), туда ежегодно свозится около 7 млн тонн мусора. Но нахождение полигонов, как правило, рядом с населенными пунктами и их стихийное разрастание является экологической угрозой. Продукты разложения, скопившиеся на полигонах, с дождем проникают и в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды.
Кроме того, некоторые продукты гниения способны самовоспламеняться, поэтому на свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасываются и ядовитые - особо вредные вещества. То есть захоронение ТБО является серьезной комплексной проблемой не только для Москвы, но и для Московской области. По мнению Валерия Скобинова, пора создать единую высокотехнологичную систему обращения с отходами полного цикла, которая будет включать в себя сбор, сортировку, переработку, сжигание и утилизацию мусора. Плюс к тому можно использовать существующие территории полигонов в Подмосковье для их рекультивации и размещения производства такого же профиля, но лучшего экологически-технологического качества.
А, по данным председателя Комитета Мособлдумы по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии Михаила Воронцова, "нагрузка на территорию Московской области по удельному показателю захоронения отходов ныне является максимальной в стране. Серьезную опасность для биосферы представляет целая группа отходов, о которых отсутствует упоминание в официальных документах.
Среди них - медицинские и биологические, правовое же регулирование обращения с этими отходами сегодня отсутствует".
Инвестиции - в отходы
В ведение субъектов Федерации согласно законодательству отнесены полномочия по разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами. Уже третий год такая программа работает в Московской области. В ее основе - принцип вовлечения отходов и продуктов их переработки в комплексный хозяйственный оборот.
Аналогичные меры принимаются в Нижегородской области, которая тоже является одним из российских лидеров по уровню образования ТБО. В этой области, по данным замгубернатора области Александра Крючкова, в переработку ТБО будет инвестировано до одного миллиарда рублей. Эти средства вкладывают в основном компании, специализирующиеся на переработке мусора, мусоросодержащих отходов и других видов ТБО. По мнению Александра Крючкова, "все работы в сфере переработки ТБО должны быть возложены на бизнес, ибо государство не сможет эффективно выполнять эту задачу. А бизнес просчитает, что ему выгоднее: как правило, это применение современных, высокопродуктивных технологий. Поэтому бизнес сможет зарабатывать на использовании продуктов переработки мусора".
В этой области в прошлом году разработана концепция по работе с ТБО: в частности, планируется создать 7-8 полигонов для складирования и утилизации мусора, а также 20-25 мусороперегрузочных станций. Соответственно в рамках системы по комплексной переработке всех видов ТБО создается несколько перегрузочных площадок, полигонов, предприятий по мусоропереработке и утилизации, а также технопарк, который будет специализироваться на производстве продукции из мусоросодержащих отходов. В этой связи еще осенью 2007 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и представители компании Remondis international GmbX (Германия) подписали протокол о намерениях создать СП по переработке и утилизации твердых бытовых отходов.
Перспективная переработка
А в Тамбове недавно открыт завод с современным шведским оборудованием по сортировке и утилизации отходов, способный перерабатывать до 150 тысяч тонн бытовых отходов в год. Он удовлетворяет потребности в утилизации отходов не только Тамбова (около 300 тысяч жителей), но и города-спутника Котовска и населенных пунктов близлежащего района. Можно сказать, стартовал этот проект инвестиционной стоимостью почти 200 млн долл. еще в октябре 2004 года на экономическом форуме Центрального федерального округа в Тамбове. Именно там соответствующее соглашение подписали губернатор области Олег Бетин, мэр Тамбова Алексей Ильин и представители инвесторов.
Примененное на этом предприятии оборудование позволяет выделять из содержимого мусоровозов более десяти фракций для вторичной переработки, включая стекло, полиэтиленовую, бумагу, жесть и т. п. А неутилизируемые для вторичного использования остатки вывозятся на полигон для захоронения, первая очередь которого рассчитана на шесть лет эксплуатации. Экономическая эффективность предприятия обеспечивается в основном за счет продажи брикетов вторсырья, на которые в области постепенно растет спрос.
Перспективные планы завода включают переработку всего объема поступающих отходов, экологически безопасный дожиг не подлежащих утилизации остатков мусора и получение электро- и тепловой энергии. Срок окупаемости завода составит 7 лет.
В столице Адыгеи, Майкопе, переработка мусора и других отходов нацелена на производство аналогов нефтяного топлива. Как отмечалось на совещании майкопской городской администрации 5 мая 2009 года, в текущем году планируется привлечь 925 миллионов рублей на реализацию инвестпроекта по строительству в Майкопе завода по переработке бытового и промышленного мусора. Цель проекта - "переработка отходов с получением в качестве конечного продукта высококачественного дизельного топлива, подходящего для использования в современных двигателях". Обязательное же условие для инвестора - строительство жилого дома для сотрудников этого завода и развитие инженерных сетей города в объеме минимум 10 процентов от стоимости проекта.