Поправки в Бюджетный кодекс, освобождение услуг ЖКХ от налога на добавленную стоимость, проблемы двойного налогообложения на доходы между Россией и Ботсваной. Это только часть вопросов, которые сегодня планирует рассмотреть на своем заседании Комитет Госдумы по бюджету и налогам.
Всего же в его портфеле 18 "горячих" законопроектов. Не исключено, что многие из них будут приняты уже в весеннюю сессию, которая завершится в первых числах июля. Остальные - перейдут на осень.
"В повестку дня также включены законопроекты о применении контрольно-кассовой техники на предприятиях малого бизнеса, - сообщил "РГ" председатель комитета Юрий Васильев, - о выкупе чеков "Урожай- 90" и выплатах бюджетных денег сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года. А также - об установлении специального порядка налогообложения для средств массовой информации, сотрудничающих с политическими партиям во время избирательных кампаний, и многие другие".
Среди них законопроект, который создаст благоприятные условия для предприятий малого бизнеса, увеличив величину предельного размера доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, реально снизив им налоговую нагрузку. Поправки ко второму чтению позволят малым предприятиям, у которых предельный размер ежегодного дохода не превышает 60 миллионов рублей, переходить на "упрощенку" с 1 января 2010 года.
"Таким образом, это будет стимулировать рост малых предприятий, - продолжает Васильев. - Законодатели рассчитывают, что при переходе на упрощенную систему легализация доходов предприятий малого бизнеса возрастет, примерно, на 30 процентов, а рост производительности труда более, чем на 25 процентов".
Не менее важен и другой блок налоговых новаций, которые помогут решить не только экономические, но и социальные задачи. Например, одна из поправок предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость ряда коммунальных услуг, оказываемых управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и другими организациями, связанные с обслуживанием жилого сектора. Норматив также предлагает не взимать налог на добавленную стоимость (его ставка составляет 18 процентов) с денежных средств, полученных этими организациями на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта в многоквартирных домах. "Необходимость в этом давно назрела, - поясняет Васильев. - А граждане смогут сделать выбор: либо самостоятельно иметь дело с организациями, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, либо поручить эту работу управляющим компаниям".
Много споров, по его словам, вызывает законопроект "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Законопроектом предусматривается освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Специфика уплаты "упрощенки" такова, что при его расчете объем полученной выручки не влияет на величину налога. "А раз так, - говорит Васильев, - то и применение контрольно-кассовой техники бессмысленно. Если учесть, что цена кассового аппарата достигает 25 тысяч рублей, то сами понимаете, что его приобретение и содержание для малого бизнеса влетает в копеечку.
Вместе с тем государство должно как-то контролировать денежные потоки и защищать потребителя от недоброкачественной продукции. С этой целью ко второму чтению была предложена поправка, согласно которой предприниматели, использующие специальный налоговый режим "упрощенки", смогут осуществлять расчеты без применения аппаратов, но при условии выдачи покупателю товарного чека. Он-то и должен заменить кассовый чек и оставить возможность возвращать продавцу некачественный товар.
К числу "спорных" законопроектов можно отнести и поправки, разрешающие досудебное взыскание налогов с физических лиц. "Возможно, мы также его будем рассматривать на комитете, - сообщил Васильев. - Он вызывает неоднозначное отношение в обществе. Однако законопроект инициирован Верховным судом РФ. Норматив дает право налоговикам взыскивать с граждан недоплаченные налоги, пени и штрафы без санкции суда и обращаться прямо в банк, где открыты счета должника. А если там денег недостаточно, то забирать его личные средства. В случае если и денег не окажется, сколько требуется, придется привлекать судебных приставов, чтобы изымать у граждан имущество. Норматив жесткий и вызван кризисными обстоятельствами. Но раз он поступил в Госдуму, то законодатели обязаны его проанализировать". Верховный суд объясняет смысл этих поправок необходимостью разгрузить судебные инстанции от мелких бесспорных дел, когда плательщики не оспаривают предъявленные требования. В данном случае речь идет об очень незначительных суммах, рублях и копейках, из-за которых никто не будет судиться. "Но право защищать свои интересы у граждан никто не отбирает, - уточняет Васильев. - И если человек захочет, то всегда сможет оспорить взыскание в суде. С другой стороны, многих правозащитников смущает жесткость этого норматива, который, по их мнению, ущемляет права человека".
"Также мы готовы рассмотреть поправки в Бюджетный кодекс в связи с изменением сроков поступления законопроекта о бюджете в Госдуму, - заметил Васильев. - Напомню, что недавно глава правительства Владимир Путин предложил перенести сроки передачи в Госдуму проекта бюджета-2010 с августа на октябрь этого года. Бюджетным кодексом установлен срок - не позднее 26 августа. Однако с учетом кризисных явлений в экономике требуется тщательный и взвешенный анализ каждой цифры и строки бюджета. Как вы знаете, основным его параметром считаются цены на энергоносители. И в августе будет сложно предсказать развитие событий на сырьевых рынках".