Министерство финансов, похоже, нашло верный способ пополнения быстро скудеющей казны. Для этого требуется повысить НДПИ на природный газ уже с 2010 года, сообщил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Предполагается, что это позволит получить дополнительно 50 млрд рублей. Это более 60 процентов всех сборов этого налога в 2008 году. Но не факт, что финансисты смогут отстоять свое решение. На повестке дня стоит вопрос еще большего увеличения инвестирования в отрасль.
Напомним, что идея о повышении налога на газовую отрасль сильно продвигалась финансовым и экономическим ведомствами в 2007 году минфином и минэкономразвития. Тогда ставку налога предлагалось увеличить в 2008-м до 315 рублей за тысячу кубометров газа, а в 2010-м - до 735. Таким образом, рассуждали чиновники, казна получит колоссальные доходы. Ведь при нынешней ставке НДПИ на газ в 147 рублей за тысячу кубометров казна в прошлом году получила
83 млрд "газовых" рублей. А ставка остается неизменной три года, хотя цены на газ шли вверх вслед за нефтью. Правда, сколь долго продержится эта тенденция, сказать трудно, так как газовые контракты в отличие от нефтяных заключаются как минимум на год. А потому и разрыв между снижением нефтяных и газовых цен на мировых рынках сильно разнится по времени. Вполне вероятно, что именно по этой причине идея эта в прошлом году поддержки не получила, обсуждение было отложено до 2011 года. Оно и понятно - кризис. Нет окончательного решения и сейчас.
По подсчетам, исходя из цифр, озвученных Сергеем Шаталовым, ставка НДПИ по природному газу может быть установлена около 250 рублей за тысячу кубометров газа. Но чтобы "продавить" это решение, минфину потребуется приложить немало усилий. Скорее представляются возможными корректировка ставки на уровень инфляции или размер повышения тарифов на газ внутри России, что в конечном итоге скажется на потребителях и на инфляции и ударит по тому же "Газпрому", который имеет грандиозные долгосрочные инвестпланы. И тот же минфин окажется зажатым в ловушке. С одной стороны, казна будет пополнена дополнительными доходами, с другой - не будут выполнены макроэкономические показатели, которые приведут к пересчету всех доходных и расходных частей бюджета.
Тем не менее, считают в минфине, именно сегодня есть объективные предпосылки для изменений в налогообложении нефтяной и газовой отраслей. Шаталов напомнил, что предложение это было заложено в проект закона об основных направлениях налоговой политики на 2009-2012 годы. Поэтому минфин совместно с "Газпромом", согласно данному поручению, должен проработать вопрос. Проблема обсуждается, но лишь в той части, которая относится к нефтяной отрасли.
Сейчас, отметил Шаталов, разрабатывается целый пакет поправок, которые будут касаться и НДПИ, и экспортной пошлины на нефть, и налога на дополнительный доход. Эти изменения важны для освоения месторождений Восточной Сибири и морского шельфа. "При тех правилах, которые существуют сегодня, эти месторождения нерентабельны", - отметил Шаталов. По его словам, главная задача реформы налогов нефтянки - "минимизировать налоги на начальной стадии" и "взять больше, когда месторождение более продуктивно".
Напомним, что министр энергетики Сергей Шматко еще зимой пообещал нефтяникам налоговые изменения, так как при сегодняшних ценах на нефть и налогах освоение 94 процентов новых месторождений нерентабельно, поскольку налог будет взиматься от сверхприбылей компаний. Таким образом, получается, что из почти десятка крупных месторождений рентабельна разработка трех, и лишь в том случае, если цена на российскую нефть не меньше 60-90 долларов за баррель.
Российские нефтяные компании в конце 2008 года из-за кризиса заговорили о необходимости отказа от НДПИ, предполагающего налогообложение с выручки, и перехода на новую систему налогообложения, основанную на прибыли компании (налог на дополнительный доход). Причем, подчеркивали нефтяники, такая система должна применяться для всех месторождений. Особых потерь для бюджета, по мнению экспертов, это предложение не несет. Еще одна новация - с 2011 года, которая предполагает сближение экспортных пошлин на нефть и сырые нефтепродукты. "Сейчас это только сценарии, которые обсуждаются", - добавил он. В 2007-2008 годах в России отмечалось увеличение объемов нефтепереработки по причине того, что нефтяникам выгоднее экспортировать не сырую нефть, облагавшуюся высокими пошлинами, а продукты переработки. В результате поступления в бюджет стали снижаться.
Что касается самих нефтяников, то выиграют от этой новации только те, кто сумел провести значительную модернизацию перерабатывающих предприятий. Если посмотреть на экспорт нефтепродуктов, то картина безрадостная. Темные, более дешевые в переработке, преобладают над светлыми. А унификация пошлин по сценарию, изложенному минфином, может привести к нерентабильности отрасли, а значит, и к остановке ее модернизации.
Между тем
Государственное собрание Якутии в четверг внесло изменения в республиканский закон "О налоговой политике", предусматривающие предоставление льготы по налогу на прибыль нефтедобывающим предприятиям, сообщил РИА Новости представитель парламента региона. "Законопроект разработан в рамках антикризисных мер, направленных на поддержку предприятий, занимающихся добычей сырой нефти. Он предусматривает снижение на 4,5 процента ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в государственный бюджет Якутии. Ставка налога снижается с 18 процентов до 13 с половиной", - пояснил собеседник агентства.
По его словам, экономический эффект от предоставления льгот заключается в увеличении стоимости основных фондов, облагаемых налогом на имущество на территории республики, а также доли налогооблагаемой прибыли "Сургутнефтегаза", приходящейся на долю республики. Соответственно, это приведет к увеличению объемов поступлений по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций в последующие годы.