Сложная экономическая ситуация, в которой оказались СМИ вместе со всей страной, заставила представителей отрасли встречаться чаще. Вчера Гильдия издателей периодической печати провела очередную отраслевую конференцию "Российская периодика, книгоиздание и полиграфия в условиях кризиса".
Основной доклад на конференции представила исполнительный директор ГИПП Юлия Казакова. Прежде всего, по ее словам, стоит отметить сложности в единой оценке ситуации на рынке: позиции расходятся в силу различного положения и состояния участников. Однако ГИПП зафиксировала некоторую стабилизацию с апреля 2009 года. Оптимизация издержек издателями, сокращение зарплат и штата продолжаются, но с марта уже не так активно и массово. Весной наблюдалось небольшое "потепление" на рекламном рынке, размораживание бюджетов, ожил рынок труда. В основном издателями продолжаются начатые ключевые инновационные проекты, но новые пока не запускаются.
К положительным моментам стоит отнести и рост конкуренции на рынке. Первая волна закрытия нерентабельных проектов прошла осенью 2008 г., а в I-II кварталах 2009 года такие случаи уже стали единичными. В целом по стране рост цен на прессу с января составил 10-15 процентов.
С начала 2009 года прослеживается некоторое перераспределение спроса. Стали больше покупать дешевой прессы, изданий с оперативной информацией - деловых, информационно-аналитических, рекламно-информационных. Увеличился интерес населения и к развлекательной периодике. Россияне по-прежнему готовы отдавать деньги за ТВ-гиды, кроссворды, спортивную прессу, издания по садоводству, кулинарии, семье, воспитанию детей.
"Не повезло" глянцу. Красивая жизнь, отраженная в "модных" журналах, сегодня интересует гораздо меньше россиян. Экспертами рынка прогнозируется спад покупательского спроса в случае дальнейшего снижения доходов населения.
В региональных изданиях ситуация различна: дотационные издания страдают от уменьшения местных бюджетов, положение независимых изданий зависит от ситуации в местной экономике, но в некоторых регионах рынок постепенно восстанавливается.
Проанализированы в докладе и те причины, которые могут привести к ухудшению ситуации. Это прежде всего общее падение экономики, рост курса валют, падение потребительского спроса, непринятие мер в поддержку бизнеса государством, ужесточающийся демпинг в различных сегментах рынка.
По итогам конференции участниками был принят меморандум, который скорее представляет собой некий план действий для индустрии. Во-первых, гильдия уверена, что сегодня необходимо добиться для издательско-полиграфической индустрии особого статуса - "социально значимая отрасль". Во-вторых, ГИПП намерена лоббировать налоговые послабления для индустрии. В частности, речь идет о распространении 10-процентной ставки НДС на услуги распространения и всю цепочку производства СМИ. При участии министерства связи и массовых коммуникаций сегодня также решается вопрос об отмене 15-процентных таможенных пошлин на ввоз мелованных сортов бумаги: к сожалению, российские производители в ближайшем будущем будут не в состоянии удовлетворить потребности отрасли. Вместе с "Почтой России" Гильдия издателей периодической печати ведет работу по замораживанию почтовых подписных тарифов на 2010 год и сохранению скидок на тарифы по перевозке.
Кроме того, гильдия готова заниматься и "учебно-воспитательной работой". В меморандуме особо отмечается, что в связи с сокращением рынка печатной рекламы необходимо всячески лоббировать ее преимущество перед другими носителями и обеспечить профессиональное сообщество адекватной системой тиражного аудита.
Не менее важно для печатной индустрии получать регулярную оценку ситуации на рынке, "делиться" с другими участниками отрасли успешным опытом и идеями по преодолению кризиса.