23.06.2009 01:00
    Поделиться

    Вердикты суда присяжных все чаще приходится отменять

    Пензенский областной суд вынес приговор 19-летнему Александру Жилякову. Присяжные признали его виновным в убийстве 55-летней женщины, совершенном с особой жестокостью. Как утверждают эксперты, он нанес несчастной 12 ударов топором. Затем хладнокровный убийца снял с нее золотую цепочку, обручальное кольцо, серьги и забрал из кармана халата кошелек с деньгами.

    Неделю спустя Жиляков написал явку с повинной.

    - Он сознался в преступлении и рассказал следователям все детали произошедшего, - вспоминает руководитель Первомайского следственного отдела при прокуратуре по Пензенской области Михаил Ушкин. - Сказал, что им двигал корыстный мотив. Но позже, когда ему наняли адвоката, отказался от своих первоначальных показаний и потребовал, чтобы его дело рассматривал суд присяжных.

    Присяжные заседатели, среди которых были только женщины, поверили его слезам. Жиляков был освобожден прямо в зале суда и еще полгода разгуливал на свободе, пока обвинение обжаловало приговор в Верховном суде.

    - Был созван новый состав присяжных, - пояснила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Пензенского областного суда Наталья Быченкова. - На этот раз большинством голосов подсудимый был признан виновным, суд назначил ему 9,5 года колонии.

    Подобный случай столь кардинального пересмотра приговора далеко не редкость. В Астрахани двух молодых людей, обвиняемых в разбое и убийстве, суд присяжных оправдывал четырежды.

    - И каждый раз мы подавали кассацию, поскольку имелись грубые нарушения процессуального закона, проще говоря, порядка вынесения вердикта, - уточнила помощник прокурора Астраханской области Нина Круглова.

    В состав присяжных были включены люди, которые в силу закона и жизненных обстоятельств не могли участвовать в судебном процессе.

    В декабре прошлого года в этой нашумевшей истории, казалось, была поставлена точка. Алексея Пронина и Станислава Капралова признали виновными и приговорили каждого к 15 годам лишения свободы. Но теперь на пересмотре приговора настаивают осужденные. Один из них заявляет, что оболгал товарища по несчастью и подал кассационное представление в Верховный суд.

    - Анализ судебной практики показывает, что ошибки, повлекшие отмену приговоров, в большей степени допускают не присяжные, а профессиональные судьи, обвинители, защитники и следственные органы, - вынужден признать председатель Совета судей Пензенской области Виктор Ховрин. Он председательствовал в первом суде присяжных, состоявшемся в регионе в 2003 году. С тех пор в Пензе прошло 12 подобных процессов.

    - Теоретики и практики до сих пор спорят о целесообразности судов присяжных", - делится личным мнением Ховрин. - Но суть суда присяжных в том, чтобы прокурор настолько четко и просто мог донести до каждого присяжного доказательства вины, чтобы человеку было ясно, что совершено преступление и его совершил именно подсудимый.

    На практике, увы, около 30 процентов дел с участием присяжных ежегодно отменяются кассационной палатой Верховного суда. Причем как с оправдательными, так и с обвинительными вердиктами.

    Когда верстался номер

    Верховный суд оставил кассацию осужденных без удовлетворения. Как пояснила начальник отдела гособвинителей прокуратуры РФ по Астраханской области Румия Мухамеджанова, приговор присяжных на этот раз был признан обоснованным и законным. Осужденные отбывают назначенное им наказание.

    Поделиться