23.06.2009 02:20
    Поделиться

    Замруководителя Росводресурсов: Ставки платы за пользование водой в России серьезно устарели

    Ожидается, что в ближайшие дни должна быть внесена на рассмотрение правительства Водная стратегия до 2020 года. Предусмотрены ли какие-то преференции для бизнеса и появятся ли новые направления в государственной водной политике? С этой темы мы начали наш разговор с заместителем руководителя Росводресурсов Мариной Селиверстовой.

    Разработчиком этой стратегии является Министерство природных ресурсов и экологии России как орган, который уполномочен формировать государственную политику в сфере водопользования, и в ближайшее время министр природных ресурсов Юрий Петрович Трутнев официально внесет этот документ на рассмотрение правительства.

    Какие вопросы в стратегии разработаны впервые?

    В Стратегии рассмотрены, например, вопросы совершенствования государственного управления в области использования и охраны водных объектов. Предполагается дальнейшее развитие статуса бассейновых советов, на базе которых в настоящее время формируются секции по поддержке и развитию малого предпринимательства в водохозяйственной сфере.

    Вопросы защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод рассмотрены через реализацию системы мер, направленных на формирование информационно-прогнозных систем, интегрированных с подсистемами гидрометеорологического мониторинга, что требует дальнейшего развития в целом системы мониторинга и методов оперативного прогнозирования опасных гидрологических явлений, технического перевооружения.

    Один из актуальных вопросов - регламентация хозяйственной деятельности на территориях, подверженных периодическому затоплению, и меры по добровольному страхованию имущества граждан, проживающих на таких территориях, для того, чтобы оптимизировать бюджетные расходы, связанные с компенсацией ущербов от негативного воздействия вод.

    Сейчас в Сибири и Якутии начался паводок, и, по предварительным прогнозам, в этих районах уровень воды в реках ожидается выше нормы. А как в водохранилищах?

    Тоже выше нормы. Разве это плохо? Емкостей водохранилищ достаточно, и это значит, что будет больше аккумулировано запасов водных ресурсов для последующего их использования, в том числе и для гидроэнергетики. Мощности в существующих водохранилищах Енисейского каскада, гидроэнергетической системы Саяно-Шушенского водохранилища, Красноярского водохранилища позволяют весь этот приток аккумулировать. С помощью установленных режимов работы водохранилищ будет обеспечиваться более рациональное использование водных ресурсов водохранилищ в меженный период.

    А какой объем финансирования противопаводковых мероприятий предусмотрен в этом году?

    С момента вступления в силу Водного кодекса РФ часть полномочий, в том числе и связанных с пропуском паводка, передана субъектам Российской Федерации. И на сегодня часть работ на водных объектах выполняется нашими территориальными органами - бассейновыми водными управлениями, а другая часть работ выполняется за счет субвенций, которые предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в установленной сфере.

    На выполнение противопаводковых мероприятий, которые включают предпаводковые обследования, строительство сооружений инженерной защиты территорий, расчистку и спрямление русел с целью увеличения их пропускной способности и другие оперативные противопаводковые работы, в 2009 году предусмотрено 3,8 миллиарда рублей.

    Считаете ли вы, что уровень поступлений от водного налога достаточен для осуществления эффективного экономического стимулирования рационального использования и восстановления водных объектов?

    Я бы вопрос разделила на две части. Между уровнем поступления и эффективным экономическим стимулированием рационального использования вряд ли есть какая-либо прямая зависимость. Уровень поступления, как правило, определяет направления расходования и возможность осуществления этих расходов. А когда мы говорим об осуществлении эффективного экономического стимулирования рационального использования, то здесь необходимо говорить о ставках платы за пользование водными объектами. Ставки, действующие сегодня, были установлены в 2003 году в соответствующих сценарных экономических условиях. Понятно, что прошел уже достаточно большой период времени и в настоящее время доля платежей в стоимости продукции различных категорий водопользователей составляет от сотых долей до одного процента.

    А как по отраслям экономики распределяются платежи по ставкам водного налога?

    В промышленности это 0,06 процента, в электроэнергетике - 0,6, в жилищно-коммунальном хозяйстве - около 1 процента. Так, например, в общей сумме платы за водоснабжение, уплачиваемой гражданами, стоимость воды составляет только 7 копеек за один кубометр. Остальная часть суммы складывается из затрат жилищно-коммунальных организаций на водоподготовку, транспортировку воды по внешним сетям, распределение ее по внутридомовым сетям (в том числе потери в водораспределительных сетях).

    Это мизер в общей стоимости продукции. Поэтому такая ситуация не может являться стимулирующим фактором для эффективного экономического использования. Обычно рациональное использование возникает тогда, когда ресурс стоит дорого. Тогда начинают считать, тогда начинают беречь.

    Но сегодня в нашей стране ставки платы за пользование водными ресурсами и морально, и экономически устарели.

    Вы не предлагали их пересмотреть?

    Такие предложения о повышении ставок платы уже вносились и министерством природных ресурсов, и федеральным агентством, но, учитывая складывающуюся финансово-экономическую ситуацию, правительством никаких решений пока не принято.

    Достаточно ли средств, которые сегодня поступают от использования водных объектов?

    По результатам 2008 года от платы за пользование водными объектами и водного налога в федеральный бюджет поступило 15,1 миллиарда рублей.

    И в следующем году ожидаете столько же?

    Мы спланировали некоторый прирост доходов в связи с тем, что появляются новые водопользователи. Но в современных условиях это чаще те водопользователи, у которых истек срок действия лицензии на водопользование или ими принято решение об отказе от лицензии и заключении договора водопользования. Своеобразный "переток", или перегруппировка, плательщиков из одной категории в другую - от водного налога к плате за пользование водными объектами. Существующая финансово-экономическая ситуация, когда часть предприятий-водопользователей сокращает объемы производства, приводит соответственно к тому, что пропорционально сокращаются и лимиты водопользования этих предприятий, а значит, и пропорционально уменьшаются доходы федерального бюджета от использования водных ресурсов.

    Какие предприятия сейчас являются главными загрязнителями водных артерий? Можно ли решить проблему только путем увеличения штрафов?

    Если говорить о традиционных загрязнителях, безусловно, в лидерах - предприятия жилищно-коммунального хозяйства по той простой причине, что на сегодня внедрение передовых технологий, связанных с очисткой сточных вод, оставляет желать лучшего. И здесь требуется системная работа по перевооружению, по реконструкции и модернизации очистных сооружений. На втором месте - предприятия сельского хозяйства. Там уже идет диффузное загрязнение, потому что используются химикаты, различные удобрения, которые потом со стоком подземных вод переносятся в водные объекты.

    И, безусловно, промышленный сектор. Но на сегодня достаточно последовательно и министерством природных ресурсов, и Росприроднадзором, и Ростехнадзором реализуются мероприятия, связанные с нормированием и контролем за сбросами в водные объекты. Действует методика определения ущерба водным объектам, которая тоже формирует определенное отношение водопользователей и предприятий. Потому что санкции, предусмотренные методикой, достаточно серьезные, и это еще один стимулирующий фактор для внедрения систем повторно-оборотного водоснабжения, для модернизации, для реконструкции очистных сооружений.

    Вы говорите о методике штрафов или это другой, новый механизм?

    Это тоже один из механизмов. Очень результативный, на мой взгляд.

    Вы назвали одним из главных загрязнителей ЖКХ. И плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду в части сброса сточных вод сейчас являются водоканалы. Они не раз предлагали в действующем законодательстве закрепить за ними статус природоохранных предприятий. Как вы относитесь к этой идее?

    Она, наверное, требует дополнительной проработки. Хотя бы потому, что плата за пользование водными объектами, водный налог аккумулируются в федеральном бюджете и инвестируются на решение задач водохозяйственного комплекса в целом. А те доходы, которые сегодня у нас поступают от платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, обезличенно поступают в доход федерального бюджета, они не реинвестируются на водохозяйственные мероприятия. Возможно, это требует пересмотра и какого-то другого подхода.

    Действующее законодательство не содержит такого понятия, как "экологический статус", и не предполагает никаких преференций его обладателям. На мой взгляд, предприятия ЖКХ - водоканалы - такие же водопользователи, как и другие предприятия, с тем же кругом прав и обязанностей.

    Если же посмотреть статистику, то жилищно-коммунальное хозяйство дает достаточно большой процент неочищенных сточных вод, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, и отсутствие или наличие экологического статуса никак не ограничивает их обязанность по внедрению наилучших передовых технологий, реконструкцию и модернизацию очистных сооружений.

    Поделиться