Падение промышленного производства в мае замедлилось. И ряд секторов экономики может ожить благодаря росту цен на внешних рынках. Но дело тормозит падение внутреннего спроса. Такими выводами поделился вчера замглавы минэкономразвития Андрей Клепач, комментируя ежемесячный мониторинг по ситуации в экономике за январь - май этого года.
ВВП продолжает сжиматься. В мае экономика упала по сравнению с таким же периодом прошлого года на 11 процентов, за пять месяцев - на 10,2 процента, подсчитали в минэкономразвития. При таких данных министерство, похоже, сомневается уже и в своем рабочем не слишком оптимистичном прогнозе на год. Даже падение на 6 - 8 процентов будет для экономики "героическом поступком", цитируют Клепача информагентства.
При этом промышленное производство в мае обвалилось на 17,1 процента. Однако по сравнению с апрелем промышленность дала небольшой плюс в 0,5 процента, так что ситуация в промышленности лучше, чем можно было ожидать, заметил замминистра. Производство получает, по его словам, позитивные сигналы с внешних рынков. В мае, по данным министерства, на 16,7 процента подорожала нефть, приподнялись цены на металлы. Но теперь негатив дает падение внутреннего инвестиционного спроса, особенно страдают сектора, связанные с машинами и оборудованием, уточняет Клепач. В России получился классический профиль кризиса, поясняет он: падают инвестиции, запасы, но быстрее всего достигло дна падение потребительского спроса. Оборот розничной торговли, которая на протяжении последних лет стабильно росла хорошими темпами, снижается. По словам Клепача, граждане стали экономить на долгосрочных крупных покупках.
Инвестиционный спад в мае ускорился: вложения в основной капитал сократились на 23,1 процента за месяц и на 17,7 процента по сравнению с январем - маем прошлого года. Причем в мае обвал по инвестициям был значительно больше, чем в марте и апреле.
Эффект антикризисных мер, полагает замминистра, только начинает сказываться, почувствовать его можно будет со второй половины года, в июле, надеется замминистра. Признаков роста кредитования пока не видно. Правда, доступность кредитов немного возросла. В то же время замминистра не исключает, что ряду отраслей промышленности может понадобиться дополнительный пакет антикризисных мер. Проблемным, по его оценке, выглядит автопром, надо вырабатывать решения, чтобы не провалилось окончательно строительство. Производство автомобилей в мае снизилось на 64,4 процента. Строительство, по подсчетам министерства, сократилось к прошлогоднему маю почти на 22 процента. Но какими мерами можно будет поддерживать автопроизводителей и строителей, замминистра уточнять не стал, заметив лишь, что необязательно это делать вливанием денег.
В мониторинге отмечается рост доли убыточных предприятий. Прибыльность в обрабатывающих производствах по состоянию на апрель сократилась в 11, 4 раза. Самой прибыльной отраслью остается производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Но хороший результат обеспечен прежде всего высоким ростом тарифов в течение двух предыдущих лет, не скрывают в министерстве. Но это усугубляет рецессию в других секторах, особенно в обрабатывающих производствах, констатируют авторы мониторинга.
Просроченная задолженность по обязательствам организаций на 1 мая составила 1,178 триллиона рублей (по сравнению с началом года она выросла на 9,7 процента). Предприятия решали свои проблемы с ликвидностью главным образом за счет задержек выплаты заработной платы, констатируется в мониторинге. Просроченная задолженность по зарплате увеличилась на конец мая по отношению к 1 января в 1,9 раза (в прошлом году рост был лишь на 4,7 процента). Резкий рост просрочки по зарплате сжимает, в свою очередь, платежеспособный спрос. "В результате снижения спроса падает производство, ухудшаются финансовые результаты, обостряется ситуация с взаиморасчетами, увеличивается риск неплатежей по банковским кредитам и по заработной плате, что, в свою очередь, ведет к сжатию внутреннего спроса, ускоряя спад производства", - говорится в мониторинге.