24.06.2009 04:30
Поделиться

В весенний призыв казармы пополнят 300 тысяч новобранцев

В середине июля заканчивается весенний призыв на военную службу. В армейский строй поставят более 300 тысяч новобранцев - почти в три раза больше, чем минувшей осенью.

О такой динамике призыва военные предупреждали давно. Но слухов и кривотолков все равно не избежали. Поэтому руководителям Генштаба по сей день приходится "расшифровывать" арифметику солдатского набора. Она достаточно проста. Из армии сейчас увольняют не один, а сразу два призыва - тех, кто на полтора года влился в строй осенью 2007-го, и кого прошлой весной впервые забрали на военную службу на двенадцать месяцев. Всего набирается 219 тысяч человек. Вычитаем их из 305 тысяч и получаем реальное увеличение набора - 86 тысяч солдат.

Цифры большие, и перед началом призывной кампании высказывались опасения, что генералы загонят в казарму всех без разбора - больных и студентов, многодетных отцов и молодых ученых. В Генштабе с этим категорически не согласны. 21 отсрочку от военной службы никто не отменял, и в армию отправили лишь тех, на кого они не распространяются. На сегодняшний день - это 205 тысяч человек. Однако факт остается фактом: под ружье можно сейчас реально поставить лишь каждого третьего призывника. Тридцать процентов молодых ребят из года в год освобождают от службы из-за болезней. Нынешние весна-лето не исключение. Командирам хворые подчиненные не нужны - все равно придется комиссовать. Поэтому для углубленной проверки здоровья призывников военкоматы впервые усилили тремя сотнями военврачей.

Больше 7 тысяч парней не захотели надевать форму и пустились в бега. Военные утверждают, что благодаря уклонистам Вооруженные силы в этом году не досчитаются двух полноценных бригад. По идее, вакантные места могли бы занять контрактники, но с их набором тоже проблемы. Укомплектовав профессионалами 80 воинских частей, армейское руководство будто натолкнулось на стену. Молодые люди категорически не желают становиться рэмбо. Возможность бесплатно получить высшее образование и другие льготы не перевешивают очевидные "минусы" контрактной службы - низкий заработок и туманную перспективу когда-нибудь обрести собственное жилье. Так называемые легионеры из ближнего зарубежья погоду в гарнизонах тоже не делают. Во-первых, в более чем миллионной армии их всего-то 325 человек. Во-вторых, ожидать от иностранца искреннего радения за чужую страну по меньшей мере наивно. Большинство "варягов" и не скрывают, что пошли на службу с единственной целью - побыстрее получить наше гражданство. А как только это произойдет, снимут погоны.

Тем не менее в Генштабе не теряют оптимизма. В этом корреспондент "РГ" убедился, побеседовав с начальником Главного организационно-мобилизационного управления Василием Смирновым.

Российская газета: До окончания весеннего призыва еще три недели, а вы уже подводите итоги. Не рановато?

Василий Смирнов: Мы говорим только о предварительных результатах. Окончательные будут известны в августе. Однако не сомневаюсь: призывное задание мы выполним полностью и в срок.

РГ: Даже в урезанном составе военкоматов?

Смирнов: Вы имеете в виду сокращение военных должностей? Оно действительно произошло. В республиканских и областных комиссариатах сохранили только четыре офицерских поста, в райвоенкоматах один - военкома. Все остальные заняли гражданские лица. Серьезно поменялась структура комиссариатов. Там теперь два отдела. Один занимается солдатами срочной службы и контрактниками, другой - отвечает за мобилизационную работу.

Но все эти перемены не отразились на призыве. Ведь к реорганизации мы приступили в начале года и в основном завершили ее к апрелю. То есть до старта призывной кампании. К тому же не стоит забывать, что военные - не главные люди при наборе солдат. Этим занимаются призывные комиссии во главе с гражданским чиновником. Медкомиссии тоже в основном состоят из гражданских врачей.

РГ: Но на взятках-то попадаются военные.

Смирнов: Гораздо реже, чем те же доктора или технические работники. Но я не собираюсь защищать военных. Среди них тоже есть нечистоплотные люди. Подход здесь один: каждый, кто попадается на взятке, должен отвечать по закону, сидеть в тюрьме.

РГ: Василий Васильевич, второй год весенний призыв продлевают до 15 июля. Зачем?

Смирнов: Для того, чтобы выпускники школ, техникумов, колледжей и вузов получили дипломы и до армии успели поостыть от учебы.

РГ: То есть повестки им разнесут только после официального выпуска?

Смирнов: Мы, конечно же, дадим всем доучиться, получить свидетельства об образовании. И лишь затем отправим на службу. 13,5 тысячи выпускников вузов это уже сделали. К середине лета, думаю, их число увеличится до 18 тысяч. Но здесь имеется нюанс. Выпускник может специально не пойти за дипломом, пока идет призыв. Получить его позже. Поэтому в военкоматах у парней обязательно спрашивают справку из вуза, где указана точная дата выпуска.

РГ: А если там написано, к примеру, 20 августа?

Смирнов: Значит, человека призовут на военную службу не сейчас, а осенью.