24.06.2009 01:00
    Поделиться

    Николай Злобин: Необходимо создавать бренд и имидж России

    Современный мир развивается динамично и противоречиво, многие его процессы носят неопределенный или незаконченный характер. Некоторые характеристики этого мира до сих пор остаются нам неясными или трудно осознаваемыми. Нынешний мир гораздо более конкурентный и требовательный к странам, стремящимся играть активную роль на мировой арене. Они вынуждены сегодня жестко конкурировать между собой практически во всех важных областях своей жизнедеятельности, зачастую далеко отстоящих от традиционного понимания экономической или военной конкуренции. Характер современного мира, уровень его технологического развития, почти полная транспарентность, глобальный охват всей планеты информационными технологиями и современными коммуникациями ставят нынешние государства в гораздо более уязвимую позицию, нежели раньше, и заставляют их обращать внимание на свою конкурентоспособность в мире как серьезную системную задачу, как одно из важнейших направлений своей деятельности.

    Нет, уже никогда не будет только одного или двух факторов, которые делали страну мировым лидером или по крайней мере гарантировали ее глобальное влияние, как это было еще пару десятилетий назад. Мы живем в мире, когда размер военной силы или количество ядерных боеголовок не определяют больше в решающей степени масштаба влияния того или иного государства на мировой арене. Например, США, обладающие колоссальным военным бюджетом и самой современной армией мира, не в состоянии толком победить ни в одном военном конфликте с несравнимо более слабыми в военном или экономическом отношении государствами. Даже только размер экономики не делает страну авторитетной на международном рынке, ибо сегодня большая экономика, как правило, ассоциируется с большим кризисом, недостаточной гибкостью, огромными социальными обязательствами, трудностью для глубоких системных реформ, наличием многочисленных препятствий для модернизации.

    Как видно на примере России, обладание огромными природными богатствами не только не делает страну влиятельной на глобальной арене, но, напротив, подчеркивает ее зависимость от мировой конъюнктуры, делает ее уязвимой от решений, принимаемых за ее пределами. Сегодня мы знаем, что даже технологическая оснащенность экономики не является панацеей, хотя еще в 1990-е годы мы, наблюдая за США, все были уверены в обратном и полагали, что Америке удастся то, что в 1970-х годах не удалось Японии, а именно: стать мировым лидером через технологическую революцию. Очевидно, что размер территории или геополитическое расположение, численность населения, его характеристики, климат или возможности привлечения туристов также не в состоянии сами по себе сделать страну влиятельной и авторитетной. Более того, как показывают события последних двух десятилетий, даже формально большая роль во внешнеполитических институтах типа СБ ООН или "большой восьмерки" не обеспечивают надежную репутацию страны, не делают ее безусловно авторитетной для всех.

    Иначе говоря, проблема повышения своего влияния в мире стоит сегодня перед всеми и решить ее упором на развитие какой-то одной или даже нескольких составляющих государственной модели невозможно. Нужен системный подход, вырабатываемый и реализуемый на всех уровнях - от государственной политики и национальных программ до усилий гражданского общества, национального бизнеса, искусства, религии и т. д. Сегодняшний мир является настолько конкурентным за влияние, идеалы, привлекательность, рынки, умы, что провал в какой-то отдельной сфере может практически полностью обесценить многолетние успехи и достижения в других.

    Например, США, которые в результате деятельности Джорджа Буша понесли такой колоссальный имиджевый ущерб, что впору говорить о почти полной потере ими международного авторитета, восстановить который им будет непросто и дорого. Или Россия, которая построив у себя вертикаль власти, неспособную побороть даже коррупцию среди собственных чиновников, создав экономику, полностью обслуживающую в качестве энергетического придатка экономики других стран, не стала привлекательной. То есть значительно снизила свои внешнеполитические возможности, как прямые, через авторитет своей политики, так и косвенные, через эффективность своей модели развития.

    Другими словами, срочно необходимы серьезные меры по формированию Россией своего объективного имиджа и репутации в международных отношениях, иначе ее возможности и авторитет будут продолжать сокращаться. А это будет негативно влиять на стабильность и динамику развития не только самой России, но всей международной системы. Мир без авторитетной и влиятельной, привлекательной и успешной России является нестабильным, непредсказуемым и опасным. Москва как серьезный международный игрок должна понимать свою наднациональную ответственность.

    Конечно, можно полностью согласиться с тем, что говорил четырежды занимавший пост премьер-министра Англии Уильям Гладстон, а именно: единственный критерий успешной внешней политики страны - это ее успешная внутренняя политика. Провалы внутренней политики нельзя никак замолчать, скрыть в современном мире. Однако есть у России огромные и еще практически не использованные резервы повышения влияния и авторитета через создание мощного механизма, так называемой "мягкой силы". Именно этим, а не армией или товарами сильна в первую очередь Америка. США - это самый раскрученный бренд в мире, который включает многие факторы: от английского языка, престижность знания которого намного превышает любой другой язык, до индустрии Голливуда, чьи фильмы смотрят ежедневно во всем мире, от джинсов, которые есть практически в любой семье, до компьютера, работающего на основе английского алфавита, от стиля ежедневной жизни до молодежного сленга. В результате весь мир обсуждает не столько политику США, сколько очередной развод американской кинознаменитости или муху, которую убил Барак Обама во время интервью. Любая новость из США становится международным новостным поводом и косвенно лишь усиливает американизацию мира. Бренд США постоянно работает на страну независимо от ее текущей политики.

    Необходимо создавать бренд и имидж России. Без него ей невозможно быть влиятельной, уважаемой и авторитетной страной. Нужно формировать моду и запрос на Россию в глобальном масштабе, развивая в первую очередь не "Искандеры" и "Булавы", а российскую "мягкую силу", ибо популярность страны защищает ее надежней современных вооружений. В этот имидж должно входить многое - от умения российских политиков убедительно и увлекательно говорить с миром (сегодня таких можно пересчитать по пальцам одной руки) до сильно недооцененного российского искусства, от создания привлекательной для туристов инфраструктуры ценностей до современной медицинской и образовательной систем, от наличия российских площадок во всех мировых центрах влияния, в первую очередь в Вашингтоне, до открытости и прозрачности правовой системы, исключающей неравенство по любому признаку, в том числе национальности и гражданству и т. д. Нужна политика в этой области. Без решения этой задачи Россия останется провинциальной страной, про которую простые граждане развитых стран мира будут вспоминать только во время ее очередных энергетических или военных конфликтов с еще более провинциальными соседями.

    По крайней мере так это видится мне из Вашингтона.

    От соавтора бестселлера "Противостояние. Россия - США". Читайте новую книгу Николая Злобина: "Второй новый миропорядок". Геополитические головоломки нового века.

    Поделиться