В федеральных программах поддержки регионов заложены значительные средства на модернизацию ЖКХ и борьбу с безработицей. О том, как они расходуются, "РГ" рассказал министр регионального развития Виктор Басаргин.
Подготовка к зиме началась
Российская газета: Виктор Федорович, насколько интенсивно этим кризисным летом идет ремонт и замена теплосетей, сетей горячего и холодного водоснабжения, газопроводов в российских городах и поселках? Проще говоря, не рванут ли осенью трубы?
Виктор Басаргин: Работы по подготовке к зиме уже начаты во всех субъектах России. В предыдущие годы не все регионы планировали и проводили такую работу в полном объеме. В результате - аварии. Ликвидация последствий любой из них стоит в десятки, а то и в сотни раз дороже, чем усилия по их предотвращению. А у государства нет такой возможности - выкидывать огромные деньги на ветер. Так что в этом году мы намерены жестко проконтролировать, чтобы все запланированные работы были выполнены в срок.
Безусловно, сложным вопросом является замена ветхих и аварийных водопроводных и тепловых сетей. На 1 января 2009 года износ тепловых сетей в наших городах и поселках достиг 63 процентов, водопроводных - 65 процентов, электрических - 58 процентов, канализационных сетей - 63 процента. А замена их на этот год в большинстве регионов планируется в пределах 5-10 процентов от необходимого.
РГ: Но почему так мало?
Басаргин: Объективно - не хватает средств. Но в то же время в большинстве регионов есть другая причина - неудовлетворительное планирование и низкая организация взаимодействия местных властей коммунальных предприятий различных форм собственности. В некоторых регионах частные компании, взявшие в аренду котельные и тепловые сети, в течение года не вложили ни рубля в их модернизацию. Кто должен контролировать собственников? Местные власти. Не может же Москва следить за состоянием каждой трубы.
РГ: Можете назвать регионы-лидеры и отстающих?
Басаргин: В этом году минрегион впервые оценил деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации при подготовке и прохождении осенне-зимнего периода. В субъектах с достаточно высоким рейтингом подготовки к зиме аварийных и чрезвычайных ситуаций практически не было.
В этом сезоне строить рейтинг лидеров и отстающих пока рано. Где-то работы по подготовке к зиме идут уже больше месяца, а в северных регионах только начинаются. Первые итоги можно будет подвести в июле.
Сейчас наше министерство готовит новый порядок оценки готовности энергоснабжающих организаций и потребителей электрической и тепловой энергии к работе в осенне-зимний период 2009-2010 годов. В нем впервые будет узаконена проверка не только объектов тепло-электроэнергетики, но также водопроводных и газовых сетей с выдачей паспортов готовности к работе в отопительный период. Это позволит более полно контролировать ситуацию.
РГ: В каком состоянии программы переселения из ветхого жилья?
Басаргин: В 2009-2010 годах в рамках федеральной целевой программы "Жилище" из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации предусмотрены субсидии на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа в общем объеме свыше 2,934 млрд рублей. В 2009 году эта программа позволит переселить более 10 тысяч человек.
Зачем нужны дотации
РГ: А ведь еще у нас полно аварийного жилья. Кризис не остановил работы по переселению из него?
Басаргин: Не остановил. На конец июня принято решение о выделении средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда по 240 заявкам 79 субъектов Федерации на сумму 140,6 млрд рублей. С учетом софинансирования регионов получилось 192,4 млрд рублей. Эти средства позволят отремонтировать 66,2 тысячи домов. Условия проживания улучшатся более чем у 9 млн человек, из которых около 150 тысяч переедут из "аварийки" в новое жилье.
РГ: В каких регионах страны кризис чувствуется острее, в каких - менее остро?
Басаргин: Так же, как и во всем мире, к сожалению, кризис не обошел вниманием ни один регион. Даже про такие флагманы, как Москва и Санкт-Петербург, не скажешь, что он задел их в меньшей степени.
Но на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке острота кризисных явлений усиливается отсутствием транспортной инфраструктуры, удаленностью, тяжелыми климатическими условиями. Нефтедобывающие районы показывают наилучшие результаты по доходам на душу населения и наименьшей доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, однако эти же регионы лидируют по таким показателям, как просроченная задолженность по заработной плате, снижение темпов объемов ввода жилья, снижение доходов консолидированных бюджетов.
В Московской области, Москве и Санкт-Петербурге наименьшая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и наименьший уровень безработицы, но в то же время Московский регион находится в лидерах по сокращению промышленного производства, розничного товарооборота и объемов платных услуг населению, снижению консолидированных доходов бюджета и объемов строительных работ. А Санкт-Петербург - в группе регионов с высокой задолженностью по зарплате. На Кавказе отмечен рост промышленного производства, потребления электроэнергии и объемов строительных работ. Также эти республики традиционно имеют хорошие показатели по продолжительности жизни населения, однако по доле населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и по уровню безработицы они в лидерах.
РГ: Насколько опасно для страны большое различие в бюджетной обеспеченности регионов? Какие меры решения проблемы предлагает минрегион?
Басаргин: Различия в экономическом развитии субъектов Федерации есть, и порой весьма значительные, что в свою очередь отражается на наполняемости региональных бюджетов. Значит, и возможности финансирования социальных обязательств в разных частях страны неодинаковы.
В такой ситуации задача федерального центра - сгладить различие в бюджетной обеспеченности регионов или, другими словами, предоставить гражданам возможность реализовывать свои права вне зависимости от того, в каком субъекте Федерации они живут. Для этого из федерального бюджета в бюджеты субъектов перечисляется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности.
РГ: Это много или мало?
Басаргин: Скажем так: средства значительные и позволяют существенно снизить различия регионов в бюджетной обеспеченности. К тому же их на 14 процентов больше, чем было в 2008 году. При этом мы предложили внести изменения в методику распределения дотаций, позволяющие учесть при выделении средств на 2010 год влияние экономического кризиса, который, как мы уже говорили, затронул регионы тоже в разной степени.
Кто работает в ЖКХ
РГ: Говорят, в некоторых регионах граждане не хотят участвовать в общественных работах. Так ли это?
Басаргин: Популярность общественных работ - вещь относительная. Дело даже не в деньгах. Многое зависит от психологической готовности граждан. Они, например, привыкли к высококвалифицированной работе, а теперь им предлагают физический труд.
Бывшему менеджеру непросто сменить образ жизни. Хотя, бывая в регионах, мне приходилось видеть и сельские, даже не скажешь - фермы, а настоящие производственные комплексы, где работают именно менеджеры с хорошим образованием. Могу привести данные по организации общественных работ в сфере ЖКХ: в них уже приняли участие около 45 тысяч человек. Всего же региональные программы по снижению напряженности на рынке труда предполагают организацию общественных работ для 1,1 млн человек.
РГ: Сколько можно заработать на общественных работах?
Басаргин: Есть различия в зависимости от категорий занятых. Граждане, ищущие работу, то есть нигде не работающие, но не состоящие на учете в центрах занятости в качестве безработных, могут рассчитывать на 4330 рублей в месяц, то есть на минимальный размер оплаты труда.
Если человек зарегистрировался в качестве безработного, ему выплатят те же 4330 рублей за участие в общественных работах плюс пособие по безработице.
Работникам предприятий, находящимся под угрозой массового увольнения, оплату труда на общественных работах устанавливает работодатель. При этом государство субсидирует часть этой зарплаты - те же 4330 рублей в месяц. Реально в таком случае это может получиться и семь, и десять тысяч рублей в месяц. И больше.
Эффективность деятельности региональных властей по реформированию ЖКХ в 2008-2009 годах
1. Белгородская область
2. Тюменская область
3. Чувашская Республика
4. Кемеровская область
5. Республика Татарстан
...
82. Республика Северная Осетия
83. Мурманская область
84. Камчатский край
85. Ненецкий АО
86. Чеченская Республика
Источник: минрегион.
Минрегион России:
127994, Москва,
ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1
Тел.: (495) 980-25-47 (многоканальный)
Факс: (495) 699-38-41 (для обращений граждан). E-mail: