Российский город Калининград стал для белорусского Гродно намного доступнее: чтобы добраться туда или обратно, потребуется всего около часа. Расстояние в четыре сотни километров можно комфортно преодолеть на самолете, который летает дважды в неделю. Авиамаршрут уже стал популярным, билеты на него не залеживаются. Если прежде пассажирами были в основном туристы, то теперь заметно прибавилось деловых людей, и неспроста. С янтарным краем их тесно связывает совместный бизнес.
Крепкие экономические, торговые и культурные связи двух регионов существовали еще в советские времена, а с новой силой они проявились в 1996 году. Тогда Гродненская и Калининградская области подписали договор о сотрудничестве. Сегодня, несмотря на последствия мирового финансового кризиса, взаимным отношениям придан новый импульс. Это стало возможным после недавних переговоров представителей обоих регионов в Калининграде.
- Итоги деловых встреч внушают удовлетворение, - считает руководитель белорусской делегации, заместитель председателя Гродненского облисполкома Александр Русанов. - Среди важных вопросов, которые обсуждались, - участие белорусской стороны в строительстве на берегу моря детско-молодежного лагеря под условным названием "Балтийский Артек". Чтобы возвести многочисленные здания, потребуется немало стройматериалов. Значительную часть из них - цемент, кирпич, газосиликатные блоки - готовы поставить предприятия Гродненской области.
Есть договоренность, что Калининград для сборочного производства иномарок BMW и Chevrolet закупит продукцию белорусских заводов, которые уже накопили немалый опыт в сотрудничестве с машиностроительными концернами многих стран. Заинтересовалась российская сторона и импортом из Гродненской области продуктов питания, прежде всего плодоовощной, консерв ной, ликеро-водочной продукции, а также крахмала.
Гродненская делегация, в свою очередь, предложила калининградским инвесторам вложить средства в строительство завода по переработке масла рапса мощностью 300 тысяч тонн в год. Аналогичное предприятие успешно работает в Калининградской области. Планируется, что новое производство разместится в Лидском районе, оно будет входить в свободную экономическую зону "Гродноинвест". Предполагаемые инвестиции составят 150 миллионов долларов, начнется строительство в конце 2009 года.
Отдельно обсуждалась деятельность в рамках еврорегиона "Неман", куда входят административные территории Беларуси, Польши, Литвы, а также Гусевский район Калининградской области. Не секрет, что в последние годы в этой организации не все идет гладко, наметилось некоторое торможение совместных программ. Нужен рывок! Своеобразным локомотивом должны стать усилия белорусской и российской сторон. Это позволит успешно работать и над реализацией проектов, финансируемых Евросоюзом.
Так что контакты регионов станут еще крепче, деловых встреч - больше. Двух авиарейсов в неделю из Гродно в Калининград может оказаться маловато. Но это не проблема: белорусские авиаторы готовы сделать "янтарный" маршрут хоть ежедневным.